айгуль исхакова
Конспект занятия «Волшебные чернила»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Волшебные чернила»
Подготовительная группа
Воспитатель:
ЦРР МАДОУ
Детский сад №7 «Улыбка»
г. Бирска Исхакова А. Т
Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цели: формировать элементарные представления у детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Волшебные чернила“» размещена в разделах
Образовательные:
- осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности
- дать представление детям о чернилах, используемые в древности, формировать интерес к истории человечества.
Развивающие:
- развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- формировать умение соблюдать технику безопасности, воспитывать самостоятельность.
Оборудование: альбомные листы на каждого ребенка, 3 колбы, салфетки, подставки для кисти.
Словарная работа: утюг, свеча, нагревательные приборы.
Организационный момент:
- Дети, сегодня я Вас приглашаю на очередное заседание клуба «Хочу все знать». Сегодня у нас присутствуют ученый совет, давайте с ними поздороваемся. Они будут наблюдать за нашей работой.
Стук в дверь. Педагог приносит детям конверт. Открывает и достает чистый лист бумаги. В этот же момент звонит мобильный телефон, педагог разговаривает.
Голос в трубке:
- Здравствуйте, дорогие мои маленькие ученые! Вы получили мое письмо?
- Здравствуйте! Да, получили.
- Письмо, которое я написал специальными чернилами, а затем высушил. Эти чернила называются симпатическими. Вы наверняка, не догадываетесь, какие это чернила? Это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми. Записи становятся видимыми лишь при определенных условиях. Я вам предлагаю провести опыт и узнать, при каких условиях чернила проявятся и можно будет прочитать текст. Для этого у вас в лаборатории подготовлены все необходимые материалы и оборудование.
Педагог:
- Ребята, мы сейчас рассмотрим с вами, что за интересные предметы лежат у нас на столе. Это утюг, свечка, электроплита, спиртовка. Может, вы догадались, что это за предметы? Как их используют? Если затрудняетесь ответить, я вам подскажу, что эти предметы при нагревании выделяют тепло. Значит они называются нагревательными. Профессор вам предлагает нагреть лист. Самый безопасный способ – это прогладить лист утюгом. Но проглаживать буду я. Потому что маленьким детям нельзя пользоваться утюгом.
Педагог:
- Ребята, как вы думаете, какую жидкость использовал профессор для рисования? Он нам приготовил все необходимое для нашего эксперимента – подойдите к рабочим столам.
На столах у детей приготовлены колбочки с лимонным соком, альбомные листы, салфетки, кисточки.
Педагог:
- Хотите узнать, что за жидкость находится у вас в колбочках? Как это можно сделать? Я вас хочу предупредить, жидкость для вас незнакомая, неизвестная. На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, что за жидкость?
Дети:
- да.
Педагог:
- Какой цвет?
Дети:
- Желтый
Педагог:
- нюхаем на расстоянии. Запах есть?
Дети:
- Есть, похоже на лимонный сок.
Педагог:
- Мы с вами определили, что жидкость похожа на лимонный сок. Я тоже с вами согласна и думаю, что это лимонный сок. Сейчас мы превратимся в юных ученых. У нас есть жидкость, бумага, кисточки. Что мы будем делать?
Дети:
- Мы будем рисовать.
Педагог:
- Правильно. А рисовать мы будем цветы. Мы будем работать аккуратно. Но прежде, чем мы начнем рисовать, мы с вами немного отдохнем.
Наши алые цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки,
Головой качают,
Тихо засыпают…
Дети рисуют. Самостоятельная работа.
Педагог:
- А пока наши листочки подсыхают, я вам расскажу немного о чернилах.
В наше время для письма используют шариковые ручки с пастой различной окраски. Этот способ возник очень давно. Многие старинные рукописи до наших дней: буквы, написанные старинными чернилами, сохранили свой цвет и блеск, несмотря на то, что с момента их написания прошли столетия.
Невидимыми, или по-другому симпатическими чернилами пользовались для ведения тайной переписки еще в древние времена. Например, тайные агенты Иоанна Грозного использовали для написания своих доносов луковый сок, а потом бумагу нагревали, и буквы появлялись.
А Владимир Ильич Ленин писал тайные письма при помощи сока лимона или молока. Бумагу было достаточно прогладить горячим утюгом.
Педагог:
- Ребята, мы сейчас посмотрим презентацию о том, какими чернилами пользовались в старину.
Педагог:
- Наши рисунки подсохли. Вы что – нибудь на них видите?
Дети:
- нет.
Педагог:
- что надо сделать, чтобы проявился рисунок?
Дети:
- прогладить их утюгом.
Педагог:
- Правильно. У нас получился эксперимент. Мы узнали о невидимых чернилах. Сейчас мы ваши рисунки разместим на магнитную доску.
Дети рассаживаются на свои места.
Педагог:
- из какой жидкости получились невидимые чернила?
Дети:
- из лимонного сока.
Педагог:
-что нового вы узнали на заседании?
Дети:
- мы узнали, что в лимонном соке содержатся вещества, которые выделяются при нагревании, благодаря которому рисунок на бумаге становится видимым.
Педагог:
- правильно. Мы узнали, что такие невидимые чернила можно получить из лимонного сока. Но проводить такие опыты можно только в присутствии взрослых, потому что мы используем нагревательные приборы. Спасибо за работу. Очередное заседание клуба «Хочу все знать!» закончилось. Спасибо!