Шавлова Татьяна Ивановна
Конспект занятия «Волшебные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебные слова»
Цель:
• формировать у детей представление о вежливом обращении к сверстникам и взрослым людям, умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях;
• развивать словарный запас детей, обогащать речь детей сложными предложениями;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Материал: - воздушный шар
- листы бумаги с изображениями лица человека.
Публикация «Конспект занятия „Волшебные слова“» размещена в разделах
Ход занятия:
- Дети, здравствуйте! Подойдите все ко мне, сделайте круг и возьмитесь за руки.
Доброе день, ребята,
Милые дошколята!
Вы друг другу улыбнулись;
Поздоровались со всеми?
- Давайте друг другу скажем “Доброе день!”. Молодцы!
В: - Каждый наш день должен начинаться со слов : "Доброе утро! ", произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Ребята, если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно всё равно говорить: "Доброе утро! " – и сразу станет теплее, радостнее.
- Ребята, а как надо произносить эти слова?
- Можно ли говорить "Доброе утро! ", нахмурившись, недовольным голосом? Почему? (ответы детей) .
- Ребята, есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово "Здравствуйте! "
- А зачем мы его произносим?
- Ребята, все эти слова – и "доброе утро! ", и "здравствуйте! ", и "добрый день", и "спокойной ночи! "- хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.
Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности : "Спасибо! ", "Благодарю вас! "
- Ребята, вежливое слово : "Пожалуйста! " мы произносим в ответ на "Спасибо! " и тогда, когда просим о чём-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, на улице, но и дома.
- Ребята, слова извинения : "извините! ", "простите! "(к ним добавляют слово "пожалуйста") - это тоже слова вежливые, волшебные.
- С кем можно здороваться, а с кем - нет: дома, в школе, На улице?
-В каких случаях мы говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить?
- Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вам помогли волшебные слова.
- Объясните значение фразы: «Не хвали себя сам, пусть другие похвалят». Почему мы так говорим? (Некрасиво самому хвалить, другие люди должны заметить твои добрые поступки. Человек должен всегда поступать по-доброму, по совести и не ждать похвалы.) Если случилось, что вы поступили очень плохо, что нужно сделать? (Извиниться, попросить прощения.)
– Как будет вести себя по-настоящему вежливы, воспитанный, приветливый человек?
Игра с мячом «вежливые слова»
- Чтобы узнать, какие ещё вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру.
- Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч.
- не забывайте, что вежливые слова всегда должны произноситься доброжелательно, глядя в глаза.
- Как вы думаете, кто его учит быть вежливым человеком?
В:– Мы с вами в школе учим правила вежливости. Сейчас мы в игре «Вежливо – невежливо» проверим наши знания. Если я называю действие вежливое – вы хлопаете в ладоши; если поступок невежливый – вы топаете ногами.
• поздороваться при встрече
• толкнуть и не извиниться
• помочь подняться
• поднять вещь
• сказать «спасибо» и «пожалуйста»
• нагрубить товарищу
• сказать ласковое слово
• пожелать счастливого пути
Физминутка.
Мы часто обращаемся друг к другу по имени. Как ласково звучит ваше имя? ( Дети называют свои имена и прохлопывают ладошками: Та-ня – Та-неч-ка, Са-ша – Са-шень-ка и т. д.)
.
Игра «Проблемные ситуации»
• попросить друга уступить стул.
• попросит у друга игрушку
• попросить товарища помочь подняться с пола
В: – А теперь мы с вами немного отдохнем. Выполняйте движения только тогда, когда я попрошу вас об этом вежливо.
Физминутка
• поднимите руки
• поднимите руки вверх, пожалуйста
• будьте добры, наклонитесь вперед
• присядьте
• выполните, пожалуйста, повороты в стороны
• наклонитесь вправо – влево, пожалуйста
• пошагайте
• будьте любезны, попрыгайте и т. д.
В: – Сейчас всех ребят прошу в круг. Каждое вежливое слово можно заменить на подобное слово. В игре мы с вами будем передавать шарик, и при этом говорить слова, которыми можно заменить слово «Здравствуй».
«Тренинг с шариком"
• доброе утро
• добрый день
• добрый вечер
• доброго здоровья
• привет
• приветствую тебя
• салют
• мое почтение
• здравия желаю
В: – Присаживайтесь за столы, пожалуйста.
Задание «Нарисуйте лицо, с каким нужно здороваться с человеком»
СИТУАЦИЙ (на картинках) Слайд.
7. Игра с детьми “Вопрос – ответ”.
В: Сейчас я вам расскажу одну историю, которую я недавно наблюдала, а вы слушайте внимательно, в конце рассказа я задам вам вопрос, на который вы должны дать ответ.
“Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел. Что же мальчик сказал старичку, отчего дедушка сразу перестал сердиться?”
8. Итог.
В:– Наше занятие подходит к концу. В заключение я хочу прочитать вам стихотворение И Сыроваткиной.
Чтоб воспитанными стать
Надо многое понять:
Старшим место уступать,
Малышей не обижать,
всем «спасибо» говорить,
На пороге не сорить,
Взрослых не перебивать,
Никого не обзывать,
Научись прилежно слушать,
Научись опрятно кушать,
Будь всегда воспитан, вежлив,
Чтоб не звался ты невежей! .
- Я хотела бы, чтобы вы запомнили, что все эти слова – хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.
Ход занятия:
-Дети входят в группу, встают рядом с воспитателем. Влетает воздушный шар, на котором написано слово «здравствуйте».
- Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шар. На нем что-то написано… Может быть, кто-то из вас сможет прочитать это слово?
(дети читают по слогам слово «Здравствуйте)
Тогда послушайте меня.
У меня работы много,
Целый день меня зовут.
Лишь знакомого ты встретишь –
Я уж снова тут как тут.
Чтоб здоровья пожелать,
Надо (здравствуйте) сказать. *
-Правильно, ребята, чтоб здоровья пожелать, надо здравствуйте сказать. Давайте поприветствуем наших гостей словом «Здравствуйте» и пожелаем тем самым им здоровья
ДЕТИ - хором – Здравствуйте!
(дети проходят и садятся на стулья)
- В каких случаях говорят это слово?
(когда встречаются с друзьями или знакомыми, когда знакомятся люди друг с другом)
Молодцы!
Правильно, ребята, ЗДРАВСТВУЙТЕ - это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров!»
Вечером расстались –
Встретились с утра,
Значит, снова «здравствуй»
Говорить пора.
А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
Расскажет нам Лиза.
Здравствуйте
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка – Земля пусть хлебом – солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
-У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Приоткрыть эту тайну нам помогут Никита, Настя, Кирилл.
Дети рассказывают историю происхождения слова «Здравствуйте».
Никита - В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было, сказал им:
Настя. – Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
Кирилл - “Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
Воспитатель:
-Интересную историю о происхождении слова «Здравствуйте» нам поведали дети.
-А какие еще слова приветствия вы знаете?
(доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, салют, здравствуй, приветик)
-Сколько разных, но одинаково добрых слов вы назвали.
-Ребята, а как вы думаете, как надо произносить слово здравствуйте?
(слово здравствуйте нужно произносить с улыбкой, приветливо, вежливо)
-Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, кому можно сказать «Привет», а кому только «ЗДРАВСТВУЙТЕ»
(слово «привет» можно сказать другу, своим родными близким людям, а слово «Здравствуйте» нужно говорить незнакомым людям и всем взрослым, с уважением).
-Слово «здравствуйте» называют волшебным. А какие еще волшебные слова вы знаете, назовите их.
(Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте здоровы, спокойной ночи, будьте добры, извините, простите, приятного аппетита и т. д.)
-Назовите знакомые вам произведения, в которых встречаются «волшебные слова».
(В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»,
«Вежливый кролик» - мексиканская сказка, Эмма Мошковская «Вежливое слово», А. Неелова «Цветок»)
-В каком из названных произведений волшебное слово «Пожалуйста» помогло мальчику стать добрым и вежливым к окружающим?
(рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»)
- Что происходило с Павликом, когда слово «пожалуйста» действовало.
(у Павлика была радость на душе, гордость, он чувствовал, как бьется у него сердце)
- Кто помог Павлику осмыслить значение слова «пожалуйста»?
(осмыслить значение этого слова помог мальчику старик, который сидел на скамейке)
- Да, ребята, одно доброе волшебное слово так изменило Павлика.
- А какие пословицы раннее изученные, можно подобрать к этому произведению.
- Доброе слово – это доброе дело.
- Доброе слово доходит до сердца.
- Добрые слова дороже богатства.
- Доброе слово лечит, а худое калечит.
-Добрый человек добру учит.
Молодцы, ребята, а сейчас я вас приглашаю на логоритмику
ЛОГОРИТМИКА :
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,
Встанем мы вместе с тобою в кружок.
Дружно по кругу с тобою пойдём,
Здороваться вместе начнё м:
Здравствуйте, ручки,
Здравствуйте, ножки,
Здравствуйте, щёчки,
Здравствуй, мой весёлый носик,
Здравствуй, мой болтливый ротик!
Солнцу привет, небу привет!
Здравствуйте, слышим в ответ!
- А вот в притче, которую вы сейчас услышите – другой конец и другие персонажи – обычные ежи. Она так и называется «ДВА ЕЖА»
Присядьте на стульчики. Все готовы меня слушать? Но прежде, чем ее прочитать, я объясню значение этого слова.
По содержанию притча близка к басне.
Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее. Это не анекдот, над которым посмеялся и тут же забыл, это сказ, наполненный смыслом, над которым надо подумать, вдуматься.
И так, Притча начинается… (притча рассказывается с демонстрацией.)
В одном лесу жили-были два ежа. Однажды теплым летним днем ежи отправились на прогулку. Посреди этого леса протекала река, через которую был проложен очень узкий мост. Дойдя до середины, ежи встретились и остановились. «Уступи мне дорогу», - потребовал один. «НЕТ, ты уступи», - не соглашается другой. «Я первый пришел!» Никто не хотел уступать дорогу. Ничего не говоря каждый, пыхтя и толкаясь, старался обойти другого. И, сами понимаете, дело закончилось тем, что оба ежа упали в воду. Страшного с ними, конечно, ничего не случилось, ведь ежи умеют плавать … однако дело могло закончиться по-другому…
- Вам понравилась притча? О ком она?
- Что случилось с ежами?
- Почему это произошло?
- Как вы считаете, с чего должна была начаться встреча ежей?
- Что каждый из них мог сказать друг другу?
Физкультминутка.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и ненадолго представим, что вы стали ежами. Встаньте у своих стульчиков и повторяйте движения за мной.
Утром в лес ежи пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклониться вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались еще три! (руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали (наклоны вперед, вниз)
Ежи в школу опоздали. (руки к щекам, покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
- Замечательно, я вижу, что вы очень старались! Ну а теперь, вы снова станете мальчиками и девочками.
- Ребята, а вы знаете, вежливые люди очень добры ко всем и эта доброта всегда отражается на их лицах.
-А сейчас, пожалуйста, подойдите ближе, мы рассмотрим с вами интересные картинки, на которых изображены мальчики и девочки. Эти ребята совершали поступки, а вот хорошие они или плохие, вы поможете определить. У вас в руках тучка и солнышко, если поступок хороший, то вы поднимите солнышко, а если поступок плохой, то – тучку.
(дети объясняют почему тот или иной поступок хороший или плохой)
А вот посмотрите на эту картинку, что вы видите?
(дети поругались и помирились)
- А как это они делают?
- Давайте и мы с вами расскажем нашу мирилку
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
- Какие ребята, вы замечательные – дружные, приветливые и вежливые.
- Как хорошо вы разобрались во всех ситуациях! Именно так и должны поступать вежливые, воспитанные люди.
(звучит музыка из кинофильма «Мама»)
Слышите нас зовет добрая, нежная песня о маме.
Детям предлагается рассмотреть картинку, где мальчик дарит цветы маме.
Кто изображен на картинке?
(на картинке изображен мальчик, который дарит цветы маме)
- Ребята, скажите, в каких случаях маме приятно получать цветы?
- (на день рождения, на 8 марта, на день матери, просто так.
- А так, как наши мамы любят цветы, их мы и подарим, и делать это будем необычным способом
(витражная аппликация)