Елена Борисова
Художественная деятельность как средство адаптации младших дошкольников к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
О трудностях адаптационного периода писали отечественные и зарубежные исследователи Н. М. Аксарина, Л. В. Белкина, В. Теплюк, Р. В. Тонкова - Ямпольская, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасова - Вукова и др. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, детьми могут стать для ребёнка 3-х лет серьёзной психической травмой. Желательно, чтобы этот период был плавным, мягким. Многое в подобной ситуации зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за душевный комфорт ребёнка, радостное восприятие им нового образа жизни [4. 5].
Как показывает анализ педагогической практики и личный опыт, у воспитателей накоплен богатый арсенал методов и средств адаптации ребёнка к детскому саду. Но, на наш взгляд, педагоги недооценивают важности и значения художественной деятельности для эффективной социальной адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения.
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что социальная адаптация детей 3-х лет к условиям дошкольного образовательного учреждения пройдёт эффективнее, если педагоги будут применять в работе с детьми разные виды художественной деятельности в режимных моментах, в свободной и организованной игровой деятельности. При этом мы полагали, что будут соблюдаться следующие условия организации адаптационного периода:
- тесное взаимодействие воспитателей и родителей с целью повышения педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- отбор и определение содержания педагогического процесса с детьми раннего возраста;
- реализация в педагогической деятельности рекомендаций по обеспечению успешной адаптации детей 3-х лет к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Мы предположили, что художественная деятельность поможет наладить контакт, близкие отношения с ребенком. Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу [2]. В этом возрасте уже отчетливо проявляются половые интересы и предпочтения. Так, мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко. Мамы рисуют его детям бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики.
В 3 года малышей начинают активно интересовать книжки-раскраски. При этом контур не играет для них роли ограничителя, как для более старших детей. Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют крупными цветовыми пятнами как живописцы, другие «идут» по контуру как графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки.
Рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет, начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание, гудение, шипение. Конечно, поначалу малышам это надо показать («Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми цыпленка - нарисуй зернышки или червячка»). Если же их не остановить вовремя («Молодец - красивый кораблик получился, давай его покажем бабушке») или не переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот цыпленок плачет, он замерз, давай ему поможем - нарисуем желтое платьице-пушок», дети закроют цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок Таким образом, изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества и: способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.
Благоприятные условия социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения обусловлены факторами и механизмами данного процесса, позволяющими прогнозировать течение адаптации с учётом психологических особенностей детей. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально- психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
К организационным условиям адаптации мы отнесли:
1. Организацию насыщенной предметно-игровой среды в группе.
2. Включение родителей в подготовку и проведение занятий в первые дни пребывания ребенка в детском саду.
3. Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в детском саду.
4. Использование всех доступных поверхностей и природных материалов для изобразительной деятельности.
5. Использование расширенного арсенала материалов для творчества дошкольников.
Особое внимание на занятиях педагогом уделялось рисованию на природных материалах (камнях) и работе с песком.
Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Мы заметили, что даже непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте 2 минуты, может спокойно заниматься рисованием 10-15 минут.
В работе с песком дополнительно использовались маленькие фигурки (камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки, формочки, лопатки, грабли, ситечко, вода для смачивания песка, чтобы формировать его. Занятия проходили в группе и на улице. В группе была оборудована специальная песочница
– небольшой ящик (70 на 60 см, наполовину заполненный чистым песком.
Дети, имеющие сложности в адаптации, страхи особенно нуждались в играх- занятиях с песком. Игра с песком помогала ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали. Отношения у детей становились ровными и гуманными.