Наталья Юшкевич
Конспект занятия «Волшебное электричество» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе
«Волшебное электричество»
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека.
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Волшебное электричество“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Образовательные: расширять знания детей об окружающем мире; рассказать как к нам в дом попадает электричество; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможность снять его с предметов; уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество; закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку;
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе
Материалы к занятию :
Игрушка с батарейкой (машинка, карточки к игре "Найди пару", разрезные карточки - схемы по правилам пользования электроприборам, воздушные шары, расчески, пластмассовые шарики, линейки, шерстяная одежда, бабочки, презентация «Как к нам попадает электричество?»
Ход занятия:
- Ребята, что-то вы сегодня не играете с игрушкой которую принес Родион. Давайте поиграем (машинка на пульте управления с вытащенными батарейками- не едет) Почему машинка не двигается? Что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы, нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)
- Игрушка заработала! Почему?
- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество? Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
-Ребята, а как электрический ток приходит к нам? Садитесь на стулья, я вам сейчас расскажу. (Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)
Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепла, солнца, ветра. Посмотрите на картинки. Как вы думаете, от чего работает эта электростанция? (От воды) Значит она какая? (Водная) Эта электростанция работает от тепла, значит она какая? (Тепловая) От чего работает эта электростанция? (От солнца) Значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра, значит она какая? (Ветряная)
Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-при маленькие частицы – электроны.
Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
-Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода?
(на столе браслеты с зелеными и желтыми лентами) Ребята, возьми, пожалуйста, любой понравившийся браслет. Браслеты двух цветов, так мы с вами поделились на две команды. Сейчас мы проверим что вы знаете об электричестве. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.
- Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)
- А они помогают человеку? (Да) Давайте поиграем в игру «Найди пару» и расскажем, как помогают электроприборы человеку.
Дети берут из коробочки по одной карточке, на которой изображен электроприбор, далее на столе подбирают карточку «пару».
Игра "Найди пару»
Волосы – фен
Спящий человек - будильник
Чашка – электрический чайник
Ковер – пылесос
Письменный стол – настольная лампа
Платье – швейная машинка
Грязная вещь – стиральная машинка
Торт – миксер
Колбаса – холодильник
Котлеты – мясорубка
Мультфильм – телевизор
Электрическая плита - кастрюля
Солнце – вентилятор
Мятое платье – утюг
Грязная посуда – посудомоечная машина
- Какие ты карточки подобрал? Объясни свой выбор.
- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.
Следующее задание, загадки (команды отгадывают по очереди) :
Он глотает без разбора
Всё, что на пути лежит.
Если много пыли, сора —
Весь от радости дрожит ( Ответ: Пылесос)
Вот так дом: Одно окно,
Каждый день В окне—кино.
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь — обыкновенная ( Ответ: Телевизор)
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается ( Ответ: Утюг)
В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер ( Ответ: Фен)
Кормит дом
Шкаф со льдом. ( Ответ: Холодильник)
В коробку грязное свалилось,
Там едким щелоком умылось,
Как белка в колесе крутилось
И чистым вдруг на свет явилось. (Стиральная машина)
Физминутка «Помогатор» (Фиксики)
Ребята, скажите, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да). Чем опасно? (Может поразить током) Действительно, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами.
Следующее задание. Соберите разрезные картинки, подумайте и скажите, что они обозначают?
1. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Не касайтесь руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
4. Нельзя вставлять в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.
- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством и электрическими приборами. Но электричество бывает еще и доброе, неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. А называется такое электричество – статическое. Повторим все вместе. (СТАТИЧЕСКОЕ) Хотите поиграть со статическим электричеством?
Опыт 1.
-Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену. Попробуйте шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. (Дети пытаются потереть шарики и повесить на стену)
-Что вы видите? Какой вывод можем сделать?
Вывод: В наших волосах живет статическое электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы. Шарик стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- Ребята, как вы думаете, когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Опыт 2. Сейчас будем превращать шарик в электрический при помощи одежды, которая лежит на столе. Как это сделать? (потереть) Что вы ведите? (шары притянулись к стене) какими стали шары? (Электрическими) Какой вывод можно сделать?
Вывод: статическое электричество живет не только в волосах, но и в одежде
Опыт 3.
Натираю шар шерстяной материей, и пытаюсь нему приблизить второй шар. Шары разлетаются в разные стороны. Дав заряженных предмета отталкиваются друг от друга, поэтому шары отлетают. Далее один шар сбрызгивается водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд, и он стал притягиваться к тому который наэлектризованный.
Опыт 3.
Показываю бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагаю детям взять пластмассовые линейки и прикоснутся к бабочкам. Что происходит? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что будет с бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.
Натираем вместе пластмассовые линейке, расчески, мячи. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их бабочки поднимаются в след за палочками потому что получили электрический заряд.
Вывод: Вот как можно интересно играть со статическим электричеством.
- Какие вы молодцы!
- Чему вы научились сегодня? (делать предметы электрическими)
- А как мы их делали электрическими? (ловили электричество в волосах и одежде).
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное). Как называется доброе электричество? (статическое)
Ребят, на столе лежат маленькие частицы электричества. Если вам понравилось занятие и вы узнали что то интересно возьмите частицу желтого цвета, а если занятие вам не понравилось то красную. (индивидуально спрашиваю детей почему выбралл тот или иной цвет, что понравилось или не понравилось)
- На память о нашем занятии возьмем воздушные шарики, которые висят на стене.