Овсянникова Марина Викторовна
Конспект занятия в старшем дошкольном возрасте «Музыкальная полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№4 «Жемчужинка»
Конспект открытого занятия в старшем дошкольном возрасте
В рамках творческой студии: «Веселый оркестр»
Автор:
музыкальный руководитель :
Овсянникова Марина Викторовна
р. Адыгея c. Красногвардейское
Публикация «Конспект занятия в старшем дошкольном возрасте „Музыкальная полянка“» размещена в разделах
Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкальной культуры в процессе элементарного музицирования в ходе игры.
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить умение самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок
• Закрепить навык игры на шумовых инструментах
• Закрепить умение слышать характерные образы при озвучивании стихотворений и воспроизводить их с помощью подручных средств.
• Упражнять в ориентировке в пространстве.
Развивающие:
• Развивать слуховое внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость
• Расширять представления детей об окружающем их мире
• Способствовать развитию связной речи, умению аргументировать свои высказывания и основных психических процессов (память, внимание, мышление)
• Создать условия для развития логического мышления, смекалки
• Развивать умение работать в коллективе
• Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами
Воспитательные:
• Воспитывать активность, доброжелательное отношение друг к другу.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
Предварительная работа с детьми: рассматривание музыкальных инструментов, беседы, игра на шумовых музыкальных инструментах и самодельных инструментах; озвучивание стихотворений с помощью подручных инструментов и предметов, разучивание произведения для шумового оркестра.
Материалы и оборудование: Дидактические музыкально-ритмические игры. ТСО (цифровое фортепиано, музыкальный центр, флеш-носители); подборка музыкальных произведений; нарисованные нотки и стрелочки – указатели; конвертики с заданиями; подручные средства (пластиковые и бумажные стаканчики, бумага, султанчики и др.); шумовые инструменты для оркестра (маракасы, трещетки, бубны, ксилофоны, ложки, барабаны); имитация лесной полянки, где находятся инструменты для занятия, дипломы «За успехи в музыке»
Ход занятия
1. Приветствие гостей с помощью звучащих жестов (хлопки, щелчки, шлепки, топотушки и т. д).
«Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям.
Здесь танцуем и играем,
Классно время провожаем.
2. Игра с именами
Приветствуем друг друга с помощью звучащих жестов (хлопки, щелчки, шлепки, топотушки и т. д).
Сначала называем свое имя и прохлопываем ритм, затем остальные отвечают, прохлопывая по коленкам сказанное имя ласково: «Маша- Машенька»
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по музыкальной полянке. Вы хотите туда попасть?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Но прежде чем мы с вами туда отправимся, необходимо сделать музыкальную зарядку. Но наша зарядка будет необычной, мы сделаем зарядку с помощью своих собственных инструментов. Ребята, а какие вы знаете свои собственные инструменты?
Дети: Хлопки, щелчки, шлепки, топотушки и т. д
3. Проводится музыкальная зарядка : «Хлопушки-топотушки»
Педагог прохлопывает разнообразный ритм, дети повторяют.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Зарядку сделали, а еще я для вас приготовила витамины в дорогу.
4. Проводится игра: «Приготовь фруктовый салат»
Игра проводится сначала словесно, затем под сопровождение фортепиано. Дети хлопают ритм,произнося речевку из 4- х любых фруктов. Например: «Лимон-апельсин, банан –мандарин».
Музыкальный руководитель :
Молодцы, ребята. Сейчас самое время отправится в путешествие по музыкальной полянке. С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты!А отправимся в путь по этой нотной дорожке под ритмичную музыку с остановками.
5. Музыкальная игра : «Stop and go»
Дети двигаются под музыку до тех пор, пока она не остановится. С остановкой музыки, дети замирают в любой позе.
Музыкальный руководитель : Ребята, вот мы с вами оказались на волшебной музыкальной полянке. Мы к нотке подойдем и загадку найдем. Вместе дружно отвечаем, тут же с вами поиграем.
1 нотка
К оранжевой нотке подойдем и задание возьмем.
Разговор с детьми:
• Что такое ритм? Это чередование длинных и коротких звуков.
• Может ли музыка существовать без ритма? Не может. Музыка существует только во времени. Если остановить время - остановится музыка.
Сейчас самое время поиграть с ритмом. Мы по стрелочке пойдем и все нужное найдем.
6. Игра «Ритмическое эхо»
(на полу лежат в ряд картинки, где изображены короткие и длинные звуки «ти, та» в виде больших и маленьких кружков) Дети по очереди воспроизводят ритм соответствующей картинки под музыку с помощью хлопков, шлепков и т. д.
2 нотка
К желтой нотке подойдем и задание возьмем.
Какие бывают звуки,вы ребята назвали. Долгие и короткие. А как же эти звуки различать на нотном стане? Большие – длинные (ТА, маленькие – короткие (ТИ). Мы по стрелочке пойдем и все нужное найдем.
7.«Дидактические игры с ритмом»
«Снегири», «Елочка», «Снежинки», «Матрешки», нотный стан, мольберт.
С помощью нотного стана и ритмических кружков (магниты круглые большого и маленького диаметра, дети выкладывают ритмический рисунок, соответствующий карточке.
Дети садятся у мольберта.
3 нотка
К зеленой нотке подойдем и задание возьмем.
Мы по стрелочке пойдем и все нужное найдем.
Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад,
За собой вести парад. (барабан)
8. Поиграем в игру: «О чем говорит барабан?
С помощью барабанного ритма педагог изображает шаг, подскок, бег.
4 нотка
К красной нотке подойдем и задание возьмем.
Мы по стрелочке пойдем и все нужное найдем.
Сейчас послушайте, ребята,
Задорный звук молодцеватый.
Не всяк на месте устоит,
Когда он весело гремит.
Этот звук мы не забудем.
Так звенит лишь только… (бубен)
Мы по стрелочке пойдем и все нужное найдем.
9. Ритмическая игра с бубном
Игра на бубне с остановками музыкального сопровожения.
5 нотка
К розовой нотке подойдем и задание возьмем.
Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель :
Стало бы скучно и не интересно жить.
Мы не смогли бы петь и танцевать.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Ребята скажите, а звуки могут издавать только музыкальные инструменты?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель : Правильно, можно издавать звуки и с помощью различных предметов. (Карандаши, бумага, ключи, палочки и т. д.)
Музыкальный руководитель : А сейчас мы с вами сыграем на пластмассовых стаканчиках.
Мы по стрелочке пойдем и все нужное найдем.
9. Игра с клавесами и пластмасовыми стаканчиками: «Ах, ты зимушка зима».
Ах, ты зимушка зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет. (Проговариваем и ритмично играем на клавесах)
Белым снегом замело,
Все дороги на село,
Все дороги все пути,
Ни проехать, не пройти.
(Проговариваем и ритмично играем с пластиковыми стаканами)
10. Игра с бумажными стаканчиками под музыку.
6 нотка
Ну что ребята самое время отправиться на машине к нашей следующей нотке – фиолетовой.
11. Игра под музыку с остановками, с рулем в руках.
К фиолетовой нотке приехали на машине. А вот нотка нам предлагает отправиться в зимний лес. А на чем мы поедем? На машине? На поезде?
На лошадке. Вы готовы?
Мы по стрелочке пойдем и все нужное найдем. А вот с этими инструментами мы поедем в лес.
12. «Едем, едем на лошадке…»
С помощью разнообразных инструментов изображаем зимний лес.
7 нотка
Ну что ребята, а сейчас мы с вами отправимся к голубой нотке на карусели.
13. Музыкально-ритмическая игра : «Карусель».
Стулья стоят по кругу, дети под музыку выполняют движения, затем со сменой музыки переходят на другой стул и так по кругу.
К голубой нотке подойдем и задание возьмем.
Балалайки, гусли, домры,
И баяны и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно,
Слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно.
Что же это?
Оркестр.
14. Шумовой оркестр исполняет произведение «Озорная полька» Н. Вересокиной
В конце занятия награда - диплом за успехи в музыке!