Евгения Грачева
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: обобщать первичные представления детей о весне по существенным признакам
сезона; продолжать знакомить с характерными признаками весны; учить детей называть
признаки весны, выделяя основные особенности (как меняются дни и ночи в связи с
изменением положения солнца, что происходит со снегом, почему образуются сосульки,
капель, что происходит с приходом весны в жизни людей и животных); учить детей
описывать и составлять предложения о солнце, снеге, сосульках, капели, ручье;
рассказывать детям о растениях, птицах, о жизни насекомых, животных с приходом
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Логопедические конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
весны; расширять представление детей о весенних изменениях в природе, учить замечать
их; формировать у детей грамотное отношение к природе и окружающему миру.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…. весна.
1. Игра «Расскажи что происходит в природе весной»
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т. д.
2. Игра «Добавлялки».
- Подскажи недостающее слово:
Всё очнулось ото сна,
Всё цветёт- пришла …
(весна).
Вот цветы лежат на парте-
Дарим их девчонкам в ….(марте).
Будит утром нас капель-
В гости к нам пришёл ….
(апрель).
Куртки тёплые снимай-
На дворе ведь месяц …. (май).
3. Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»
Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;
Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;
Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;
И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;
В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», - куковала кукушка (звукоподражание).
(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)
«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.
«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.
«Ац-ац-ац» - отвечали им скворцы.
Заслушался язычок - упр. «Лопатка».
«СССССС…»-зашумел ручеёк.
«Динь-динь»- проснулись подснежники.
«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.
«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.
«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.
Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:
«Ах, как хорошо!»
Весна : Вот посмотрите какая чудесная весенняя полянка у нас получилась.
Давайте по порядку расскажем, что же произошло на полянке весной?
Дети: Весной прилетают перелё тные птицы: грачи, скворцы….
Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….
Выползают насекомые: мухи, жуки….
Просыпаются животные: медведи, ежи…
Пальчиковая игра «Весна»
К нам весна лишь заглянула
(потянуть руки вперед)
В снег ладошку окунула
(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвел там нежный
(руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник
(пальцы раскрываются, словно подснежник)
4. Игра «Назови ласково»
Солнце-солнышко, лужа- лужица
Дождь — луг —
Цветок — земля-
Облако — роща-
Птица — вода-
Птенец — дерево-
Жук — ветка-
Гнездо- капля —
Трава — росток —
Лист — ручей —
5 .Игра «Один- много»
Гнездо – гнезда перо — перо-
Дерево- птенец — детеныш —
Ветка- лист- зверь —
Почка- песня- цветок —
6. Игра «Весной бывает – не бывает»
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
7. Диалог
Цель: развивать общие речевые навыки.
— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.
— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.
— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!
6. Составить короткий рассказ о весне.
• Какое время года наступило? Назови весенние месяцы (для старших дошкольников и младших школьников)
• Какое солнце весной? Что происходит весной со снегом?
• Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
• Что происходит с птицами и животными?
• Какой труд выполняют люди весной?
• Нравится ли тебе весна? Почему?
8. Игра «Скажи наоборот».
Тепло – … День – …
Грязно – … Утро – …
Светло – … Весна – …
9. Ига «Что делает?»
Весной солнце (что делает) - греет, слепит, светит.
ручей — бежит, журчит, звенит.
снег — темнеет, тает.
лёд—ломается, трещит, тает.
сосулька — тает, капает, падает.
травка — растёт, зеленеет, пробивается.
почки — набухают, лопаются.
10. Игра «Скажи - какие?».
Ручьи бегут, ручьи (какие) - бегущие
журчат — журчащие
Снег тает — тающий
темнеет — темнеющий
оседает — оседающий
Птицы поют - поющие
летят — летающие
звенят — звенящие
11. Подвижная игра
Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.
СОЛНЫШКО
Солнышко, (Стоят в маленьком кругу;
Колоколнышко, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки.)
Ты пораньше взойди, (Поднимают руки вверх, тя нутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.)
Нас пораньше разбуди. (Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.)
Нам в поле бежать, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Нам весну встречать.
Итог занятия :
- Молодцы, вы все хорошо поиграли!
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нам приносит “весна”?
- В какие игры вам понравилось играть больше всего?