Ирина Федореева
Конспект занятия в старшей группе «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1. Образовательные: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; расширять представления детей о лесе и его обитателях, способах приспособлениях к зимним условиям; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; познакомить с новыми словами: гайна, бурелом
2. Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарь по теме;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
3. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, умение слушать других, не перебивая; взаимодействовать в коллективе сверстников.
Материал: Пробки, спилы деревьев, картинки птиц: зимующих и перелетных, муравей, пчела, мешочек, орешки, игра «Чей домик?», доска магнитная, слайды с изображением муравейника, белки, медведя. Методические приё мы: проблемная ситуация, что такое пробковая ткань, рассматривание спила дерева, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя, чтение отрывка из художественного произведения, дидактическая игра «Чей домик?», детское чтение, просмотр презентаций «Белка», «Медведь».
Ход занятия :
В. Ребята, посмотрите, что это у меня такое?
Д. Это пробка.
В. Для чего она? Какая по цвету, по весу? Как вы думаете для чего я вам её принесла?
В. А вы знаете, что такое пробковая ткань?
Д. Не знаем.
В. Хотите узнать? Тогда я вам сейчас расскажу, садитесь на ковер. Воспитатель рассказывает: Зимой деревья засыпают. От мороза их спасает «особая пробковая ткань», которая не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха (показываю, дети рассматривают). Летом деревья откладывают её под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят морозы.
В. А давайте вспомним, как другие лесные жители переносят холод, мороз? Назовите, пожалуйста, лесных жителей.
Д. Животные, птицы, насекомые.
В. У меня 3 конверта, давайте сейчас откроем один конверт и посмотрим, что в нем (открываем, достаем картинки птиц зимующих и перелетных).
Д. В конверте картинки птиц.
В. Хорошо давайте поговорим о птицах.
Мы сейчас всех птиц разделим на две группы : на магнитной доске девочки разместят перелетных птиц, а на дерево мальчики - зимующих (дети разлаживают птиц).
В. Почему их называют зимующие? Каких зимующих птиц вы знаете?
Д. Воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, клесты.
В. С северных районов к нам на зиму прилетают снегири, свиристели
В. Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми?
Д. Рассуждают.
В. Секрет прост: они приспосабливаются за счет собственного «ума» и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Вот послушайте, как писатель-натуралист Скрибицкий интересно написал про клеста А вот птица клест рада зиме. Почему?
Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу. – Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли? – Да нет, Чижик, это я радуюсь! – Нашел время радоваться. – Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши: – В такой-то мороз? Да они живыми не останутся! – Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
В. Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
Д. Потому, что у клеста вывелись птенцы.
В. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
В. Ой, ребята, а у нас еще остались конверты, открываем следующий (открываем конверт, в конверте 2конверта с разрезными картинками: улей и муравейник). Я так думаю, что нам нужно собрать картинки и мы узнаем что в конверте. (дети делятся на 2 команды и собирают картинки). В. Что у вас получилось?
Д. Муравейник.
В. А у вас?
Д. Улей.
В. Интересно, что это такое, улей, муравейник, зачем они нужны?
Д. Это дома, жилища муравьев и пчел.
В. А как насекомые переносят зиму, приспосабливаются к холодам?
Д. рассуждают.
В. C наступлением холодов некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной. А вот муравьи с наступлением холодов опускаются глубоко под землю. На такой глубине земля не промерзает. Из-за постоянных изменений температуры на поверхности, насекомые вынуждены постоянно перемещаться и переносить часть своих запасов. Именно поэтому жизнь в муравейнике зимой не замирает ни на миг. Пчелы легко переносят зимние холода, сбившись в плотные клубки в своих ульях.
В. У нас остался еще один конверт, откроем?
Д. Откроем (открываем конверт, в нем записка)
В. Давайте прочитаем, что написано (Катя читает)
Д. Читает «3 шага вперед, 5 вправо, 4вперед».
В. Ребята пойдем (выполняем задание, находим мешочек).
В. Что там? (игра «Чудесный мешочек»)
Д. Орешки.
В. О ком же сейчас пойдет речь? Кто запасает на зиму орешки?
Д. Белочка.
В. А кто знает, как зимует белка? Чем она питается зимой?
Д. Живет белка в дупле, орехами и грибами.
В. (Презентация) Убежища обыкновенная белка устраивает только на деревьях. В лиственных лесах обычно живёт в дуплах, натаскивая туда мягкую подстилку из травы, древесных лишайников, сухих листьев. В хвойных строит шарообразные гнёзда из сухих веток (гайна, которые изнутри выстилает мхом, листьями, травой, шерстью. Белка также охотно занимает скворечники. Как правило, у каждого зверька несколько гнёзд (до 15, и каждые 2—3 дня белка меняет убежище. Детёнышей самка переносит в зубах. Зимой в одном гнезде могут зимовать 3—6 белок, хотя обычно это одиночные зверьки. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
В. О ком вы можете еще рассказать?
Д. Медведь спит в берлоге.
МЕДВЕДЬ (презентация)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту. Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
В. Ребята, как вы думаете, легко ли обитателям леса жить зимой?
Д. Трудно, тяжело, голодно, холодно.
В. Как мы можем им помочь?
Д. Повесить кормушки, накормить.
В. Я предлагаю провести акцию «Покормите птиц!», согласны?
1. Возьмите лист бумаги,
2. зимующую птицу (будьте внимательны, на лотке лежат вместе и перелетные и зимующие птицы,
3. клей и фломастеры.
Ваша задача: наклеить зимующую птицу и написать призыв «Покормите птиц!», разместить свою работу на стене творчества, а на вечерней прогулке мы вручим родителям наши листовки, чтобы они вместе с детьми совершили добрые поступки.
Приступайте к работе.
Дети идут выполнять работу.