Галина Ильяскина
Конспект занятия «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представление детей о характерных особенностях зимней природы.
Задачи:
Формирующие:
• Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.)
• Формировать понятие о свойствах снега (состоит из снежинок, холодный, мягкий).
• Совершенствовать умение употреблять существительные с предлогами: «на», «за», «под».
Развивающие:
• Развивать двигательную активность, память, внимание.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
• Способствовать развитию умения замечать красоту зимней природы: пушистый снег, деревья в серебристом уборе.
Предварительная работа:
• Чтение стихов о зиме.
• Рассматривание иллюстрации о зиме.
• Наблюдение за снегом на прогулке.
• Настольная игра – лото: «Времена года».
• Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
• Видеопроектор (фрагменты зимнего пейзажа).
• Магнитофон (музыкальное сопровождение).
• Декорация: деревья.
• Предметные картинки по теме «деревья», «птицы».
• Флажки.
• Снег (настоящий).
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Цель: Формирование положительной мотивации к участию в занятии.
(Дети стоят около воспитателя)
В: Ребята, посмотрите, что в шаре?
Показываю шар, внутри которого падает снег.
Д. Снег.
В. Посмотрите, как красиво падает снег. Снег кружится, снег ложится. Снег, снег, снег. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Д. Зимой. (Это бывает зимой).
В. А сейчас какое время года?
Д. Зима. (Время года зима).
В. Почему вы думаете, что зима?
Д. Потому что холодно, снег на улице, на деревьях, люди одеты в теплую одежду.
В. Правильно, снег лежит на улицах городов, сёл и в лесу тоже много снега. Зимой становится очень холодно, морозно. Небо становится серым, мы редко видим солнышко, но когда оно появляется, снег начинает искриться. А вы видели, как падают снежинки? Они все разные и нет ни одной похожей!
(Дети сидят на скамейки)
(Просмотр слайдов - изображение зимнего пейзажа). Приложение 1.
Первый слайд: падает снег.
В. Посмотрите, как красиво!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И. Суриков).
Второй слайд: зимняя дорога.
В. Дети, посмотрите, где лежит снег?
Д. На дорогах, на полях. (Снег лежит на дорогах, на полях).
Третий слайд: дома в снегу.
В. На чем еще лежит снег?
Д. На крышах домов. (Снег лежит на крышах домов).
Четвертый слайд: снег лежит на деревьях.
В. Посмотрите, где еще лежит снег?
Д. Снег лежит на деревьях.
В. Да, как много снега на деревьях, под деревьями. Зачем снег деревьям?
Д. (ответы детей).
В. Снег сгребают к деревьям для того чтобы корни дерева не замерзли и дерево не погибло от холода. Помните, как поё тся в песне: «Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай».
2. Основная часть
Игровая мотивация.
В: Хотите посмотреть красоту зимней природы? Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. Скажите, а что же такое лес?
Д. (ответы детей)
В. Лес – это зеленый наряд нашей земли. Лес – это дом для птиц и животных. Лес – это наше богатство и красота нашей природы. Лес – это врач, который очищает воздух, и даёт кислород.
Но прежде чем отправится в путешествие, нам надо повторить правила поведения в лесу. Ведь нельзя идти в лес, не зная как правильно себя вести в нём.
(Дети подходят к столу, берут флажки, встают полукругом)
Экологическая игра «Правила поведения в лесу»
Цель: Расширить знания детей о правилах поведения в лесу.
У каждого ребенка флажок зеленого и красного цветов. Если утверждение, верно, то ребенок поднимает зеленый флажок, если не верно - красный.
На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать? Правильно?
В лесу всем птицам помогай,
И птичьих гнезд не разоряй. Правильно?
Нельзя в лесу шуметь, кричать,
Зверей из леса забирать! Правильно?
Огонь – враг леса, он хитер,
Не разводи в лесу костер! Правильно?
В. Правильно, молодцы! Справились с заданием. Теперь можно оправляться в путь. Но на улице холодно, что нужно сделать, чтобы не замерзнуть?
Д. Тепло одеться. (Нужно тепло одеться)
Динамическая пауза: «Имитация одевание одежды».
Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением, подражательности.
Посмотрите - за окном
Белые дорожки.
Мы сейчас гулять пойдем,
Топать по дорожкам.
Наденем на ножки
Теплые сапожки;
На ручки - рукавички
Теплые сестрички.
Шубки меховые,
Шапки пуховые. обзорный жест рукой
шагают на месте
наклонились, дотронулись до одной, затем до другой ноги
потирают ладошки друг о друга
вращают ладошками
руки вверх
имитация надевания «шапки»
В. Ну что? Все готовы? Перед нами две дорожки: скажите, они одинаковые? (узкая тропинка и широкая дорога).
Д. (Ответы детей)
В. Девочки пойдут по широкой дороге, а мальчики по узкой тропинке (задание для подгруппы)
Звучит музыкальное сопровождение (отображение вьюги).
В. Максим, ты по какой дорожке шёл? Почему?
В. До чего ж красив зимний лес, белым бело все вокруг, тропинки замело снегом, а впереди большие сугробы. Откуда они берутся?
Д. (ответы детей)
В. Как называется явление природы, когда падает снег?
Д. Снегопад.
Упражнение: «Снег» (экспериментальная деятельность)
Цель: расширение кругозора, пополнение номинативного, предикативного словаря, словаря признаков, развитие слухового зрительного восприятия, внимания.
В. Ребята, посмотрите, сколько деревьев. Какие деревья растут в лесу?
Д. (ответы детей)
В. Что общего есть у деревьев? Чем они отличаются?
Д. (ответы детей)
В. Молодцы. Зимой все деревья в серебристом уборе. А что это под деревьями? (в тазике лежит настоящий снег)
Д. Снег (Под деревьями снег).
В. Да, это настоящие снежные сугробы! Потрогайте снег, какой снег на ощупь?
Д. Холодный, мягкий…
В. На что похож снег?
Д. Снег похож на сахар, соль…
В. Я положу снежок вам на ладошку. Посмотрите внимательно, из чего состоит снег?
Д. Из снежинок. (Снег состоит из снежинок).
В. Какие снежинки?
Д. Маленькие, беленькие….
В. Правильно, снег – это много- много снежинок. Послушайте, какое красивое стихотворение, про снежинки, расскажет нам Лиза.
Лиза: Прямо с неба к нам летят лёгкие пушинки.
Серебрятся и блестят белые снежинки:
Ах, весёлые снежинки,
Вы летите, как пушинки!
В. Ребята, как вы думаете, зима весёлое или грустное время года?
Д. Веселое.
В. Почему?
Д. (ответы детей)
В. Молодцы, я предлагаю вам поиграть в «Снежки»
Д/ игра «С какого дерева лист?» (задание в парах)
Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.
На полу лежат «снежки» - карточки белого цвета круглой формы, на одних изображено дерево, на других лист от дерева. Дети разбирают по карточке и определяют, от какого дерева, какой лист.
В. (имя, какое дерево изображено на твоей карточке? (имя, от какого дерева лист изображен на твоей карточке? (опрос 2 -3 детей)
В. А какими становятся деревья зимой?
Д. (ответы детей).
В. Деревья, когда готовятся встречать зиму, сбрасывают листья. Однако, жизнь дерева зимой не останавливается, оно растет и дышит очень медленно, как будто спит. Поэтому деревья нужно беречь и заботиться о них.
В. Как тихо вокруг! Постаралась волшебница зима и укутала лес в снежное покрывало. Заснул лес, не слышно пения птиц! Многие птицы зимой улетают на юг, но есть и те, которые остаются зимовать. А каких зимующих птиц вы знаете?
Д. синица, воробей, снегирь, ворона…
В. Ребята, а как вы считаете, птицам зимой трудно приходится?
Д. да.
В. Как мы можем помочь птицам зимой?
Д. Повесить кормушки, насыпать в них разные зернышки, крошки.
В. Давайте вместе накормим птиц
Пальчиковая гимнастика:
Прилетайте птички
Сала дам синичке
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям
Эти крошки – воробьям
Галки да вороны
Ешьте макароны! «зовущие» движения пальцев
«режущие» движения одной ладони по другой
пальцы щепоткой – «крошим хлеб»
стучать подушечками пальцев друг о друга
вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
то же – левой рукой
тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
В. Ребята, посмотрите, как много птиц слетелось к нашей кормушке (на доске развешаны картинки с изображением птиц)
Д/ игра «Кто лишний?»
Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая картинка лишняя, объяснить почему.
В. Молодцы. Ребята, у меня замерзли руки, а у вас?
Д. Да.
Дыхательное упражнение: «Погреем ручки».
Цель: формирование правильного выдоха, с произношением звука «Х – Х – Х».
В. Давайте подышим на них и согреем (дышим на руки со звуком Х – Х – Х).
В. Руки мы согрели, а чтобы совсем не замёрзнуть, нам пора возвращаться в группу. Посмотрите еще раз вокруг, что можно сказать про зимний лес? Какой он?
Д. сказочный, снежный, волшебный, большой, красивый…
В. Молодцы. А вот, за деревьями дорожки, по которым мы пришли в лес. Обратно мы пойдём так же, как пришли: девочки - по широкой дорожке, мальчики - по узкой.
Музыкальное сопровождение (отображение вьюги).
Рефлексия:
В. И вот вернулись мы в детский сад. Из леса я прихватила немного снега (показываю корзину с ватными дисками, которые имитируют снег.) Давайте этим снегом украсим наше зимнее дерево (задание индивидуальное). Каждый возьмет снежок (ватный диск, прикрепит к дереву и скажет, что особенно ему запомнилось в нашей прогулке: что делали в лесу, что видели, кому помогли?
Итог:
В. Мне тоже понравилась наша прогулка. Все молодцы, были активными, помогали друг другу. Особенно меня порадовали Саша, он больше всех назвал перелетных птиц, Даша, она чаще других отвечала на вопросы; Лиза хорошо прочитала стихотворение. После занятия, когда мы с вами отправимся на прогулку, то обязательно развесим на нашем участке кормушки, которые изготовили вы вместе с родителями.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев