Лидия Перова
Декоративно-прикладное искусство. Цикл занятий в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство.
"Золотая хохлома".(старшая группа)
[/h3]
Знакомство детей с русскими народными традициями – нашими традициями – воспитание нравственности на материале истории нашего народа. Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев с русским фольклором позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство, Цикл занятий в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Работу над темой «Золотая хохлома» я разделила на несколько этапов: получение общих знаний об истории хохломской росписи; освоение детьми характерных элементов росписи; умение создавать выразительные узоры с помощью пластилина и на бумаге красками. Важно отметить, что начиная эту темы я договорилась со своей сменщицей, что на аппликации и лепке она возьмёт такую же тему. Работать начинали совместно.
Работа началась с занятий по Ознакомлению с окружающим миром. Детям кратко и доступно я рассказала историю хохломского промысла. Рассмотрели с детьми различные изделия. Отметили особенности хохломского узора и провели параллель с золотой осенью (растительный орнамент на изделиях очень схож с природными изменениями осенью). Дети отметили яркость изделий, красоту и талант мастеров. Хохломские изделия настолько заинтересовали детей, что многие из дома приносили изделия с хохломской росписью в сад и показывали всем. В группе оформила небольшую выставку хохломских изделий.
Затем на аппликации с детьми делали веточку рябины. С целью более точного понимания строения ветки рябины (листочки на ветке растут парами, как детки на прогулку идут парами держа своего друга за руку, так и листики держатся за свою веточку. Ягоды рябины собраны вместе и не разбегаются). Веточку рябины и листочки дети вырезали сами из бумаги и приклеивали на рабочую поверхность листа. Ягоды рябины скатывали из кусочков красной салфетки. Работа была трудоёмкая, но дети были очень заинтересованы в получении результата.
Далее продолжилась работа в освоении детьми характерных элементов хохломской росписи на рисовании. Мы с детьми рисовали веточку рябины в хохломском стиле, используя основные элементы хохломского узора (ягоды, травинки, осочки, завитки). Дети отмечали, что веточка получается игривая, веселая, очень яркая. Несмотря на то, что рисовали на чёрном фоне.
Когда дети освоили характерные элементы росписи, мы преступили к следующему этапу: умение создавать узоры. Сначала дети создавали узоры на лепке - блюдце из пластилина (СД-диски покрывали чёрным пластилином, а затем украшали узорами). Дети использовали ранее полученные знания про особенности узоров хохломских изделий. Сами выбирали какой узор будет у каждого и цветовую гамму. Получились настоящие хохломские блюдца с разными узорами. Дети настолько увлечённо и с интересом делали свои работы, что практически никто не просил о помощи, а наоборот, сами подсказывали своим друзьям.
Последним занятием по этой теме было рисование – роспись миски для Мишутки. Детям не составило никакого труда самостоятельно составить узор (опираясь на мои объяснения как рисовать новые элементы росписи, использовать основные элементы росписи, выбрать самостоятельно какую ягоду изобразить и чем дополнить свой узор. Трудности возникли лишь у тех, кто пропустил первые занятия по изучению и отработке элементов узора из-за болезни. Дети с удовольствием делали подарок для Мишутки и потом рассматривали на выставке в группе выполненные работы свои и друзей.
В завершении работы по этой теме, мы со сменщицей оформили выставку из детских работ под общим названием «Золотая хохлома» для всего детского сада, т. к. в нашем саду проводится большая работа и по нравственному воспитанию детей.
Важную роль в такой работе играет взаимопонимание и поддерка между нами – воспитателями. Сообща мы смогли достичь таких прекрасных результатов в знакомстве детей с русским народным творчеством Хохлома. И на этом работа не закончена, она только продолжается, ведь еще есть народные промыслы в России….
Мы полностью согласны с А. А. Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать изделие, почувствовать радость творчества».