Лариса Конкина
Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Золотая хохлома»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами родного края.
2. Познакомить с историей хохломы, с трудом хохломских мастеров.
3. Воспитывать чувство гордости за нижегородский край; любовь и уважение к труду мастеров; интерес к народному изобразительному искусству и фольклору.
Методы и приемы:
1. Создание интереса.
2. Художественное слово (пословицы, поговорки).
3. Хохломская посуда.
4. Вопросы.
5. Показ, сравнение.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
6. Игровой прием.
7. Беседа - рассказ.
Оснащение: изделия хохломских мастеров, иллюстрации с изображением расписной посуды.
Ход занятия:
Занятие проводится в творческой мастерской.
-Во все времена на Руси ценили людей, умных и трудолюбивых, недаром говорили: «Человек трудом красен». А вот лентяев не любили в народе, смеялись над ними: «Делано наспех - сделано на смех». Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили «Мастер золотые руки», а любуясь выполненной работой, говорили «Красна птица опереньем, а человек уменьем».
- Послушайте интересную старую сказку.
«Жила- была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела залюбуешься. И прозвали ее за это Марья - искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил заполучить ее в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья - искусница превратилась в красивую жар- птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки в память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
-Одно перышко упало за Волгу в маленькую деревушку. И вот в таких маленьких деревушках стали делать и расписывать деревянную посуду, а затем вдоль извилистых берегов Узолы везли ее в большое село Хохлома. А уже из Хохломы посуду развозили на ярмарки в разные города. Ее продавали и кричали: «Кому посуду для пищи - окрошки, чудо - блюдо, да чашки - ложки».
Продавцы спрашивали: «Откуда посуда?». А им отвечали: «К вам приехала сама Золотая хохлома».
-И стали эту посуду называть хохломской. Много умений и сил тратили мастера, чтобы изготовить чудесную хохломскую посуду. Сначала ее вытачивали из дерева. Была она белой, и назвали ее «белье». Затем покрывали жидкой глиной, сушили, пропитывали маслом, снова сушили, после этого покрывали алюминиевым порошком, становилась посуда словно металлическая. Затем посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел и посуда становилась словно золотая.
-Современные хохломские мастера работают на двух предприятиях: в городе Семенове и селе Семино Нижегородской области. Их произведения славятся во всем мире, они выставляются на художественных выставках, в экспозициях крупнейших музеев.
- В нашей мастерской тоже много хохломской посуды. Попробуйте найти, где посуда изготовленная именно хохломскими мастерами (дети входят, рассматривают, выбирают).
-А теперь давайте рассмотрим узоры, на что они похожи? (листья, ягоды, цветы).
-Да, в своей росписи мастера отражают сказочную красоту русской природы. Хохломские художники любят рисовать ягоды, листья, но рисуют их каждый по- разному. (рассматривают, сравнивают). Очень часто встречаются завитки, травка (показ).
-А иногда из- под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу не встретишь. Вот листья, похожие на перистых золотых рыбок, а вот дерево увешанное кистями винограда, а этот цветок похож на бабочку - махаона.
-А сейчас давайте поиграем. Я буду продавцом, а вы покупателями, которые пришли за хохломской посудой.
Дети «покупают посуду», описывая, что хотят купить, какие элементы узора на данном изделие. В конце занятия воспитатель предлагает еще раз посетить художественную мастерскую.