Шарипова Айгуль
Конспект занятия в старшей группе «В гости к бабушке Салиме»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
о патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального
компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)
на тему: «В гости к бабушке Салиме»
для воспитанников старшей группы
Тема: «В гости к бабушке Салиме»
Цель: формировать у детей ценностное отношение к культурному наследию башкирского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „В гости к бабушке Салиме“» размещена в разделах
1. Познакомить детей с жилищем башкирской бабушки, закрепить название домашних животных и их детенышей, воспитывать интерес к культуре башкирского народа.
2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.
3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять.
4. Формировать интерес к художественной литературе (стихи, загадки).
5. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.
Предварительная работа с детьми:
1. Беседа о национальных башкирских праздниках.
2. Рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстрации «Жилище», «Посуда», «Башкирская одежда».
3. Чтение художественной литературы: чтение стихов, отгадывание загадок о посуде, одежде, обуви.
4. Башкирские национальные игры: подвижные, малоподвижные.
Методы и приемы:
1. Наглядные (картинки, игрушки, маска собаки).
2. Словесные (вопросы, образец рассказа воспитателя).
3. Художественное слово.
4. Поощрения.
5. Оценка.
6. Мотивация.
Оборудование: детализированное изображение фрагмента башкирского жилища, башкирский костюм для бабушки, слайды с картинками домашних животных, снежинки для поляны, ручеек, платки для подвижной игры, башкирские музыкальные инструменты (курай, кубыз, чудесный мешочек, воздушный шарик с конвертом, убранство башкирской юрты, костюмы персонажей сказки «Легенда о курае», музыкальное оформление (башкирская мелодия, башкирское блюдо «Баурсак» для угощения детей).
Ход занятия:
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, вольный ветерок,
- Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!
- А сейчас мы с вами еще поздороваемся с нашими пальчиками по-башкирски:
Был бармак – олатай
Был бармак – олосай
Был бармак – атай
Был бармак – балакай
Унын исеме – бапас.
- Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Посмотрим, что привязано на ниточке у шарика? (Конверт)
- А что кладут в конверты? (Письма, открытки).
- А для чего нужны письма? (Чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное).
- Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное! Давайте прочитаем. Оно от Бабушки – Салимы, день рождения у нее.
Ко мне в гости собирайтесь,
Потеплее одевайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь.
Жду вас с нетерпением,
Уже готово угощенье.
Но дорога не легка, и трудна, и заснежена она,
Ждут вас в пути трудные задания.
- Ребята, потеплее оденемся и соберемся в дорогу.
- Дорогу к дому укажет вот этот клубок, мы скажем ему волшебные слова, и он приведет к дому Бабушки – Салимы.
- Ну, что, вы согласны пойти в гости на день рождения? Не испугались, что будут трудные задания у нас на пути? Тогда отправляемся в путь. Давайте вместе скажем волшебные слова клубочку:
Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток,
Только ты не спеши,
Путь-дорогу укажи
К Бабушке – Салиме.
1. «Назови животных и их детенышей»
- Видно ветер здесь побывал и картинки разбросал, Бабушка – Салима просит собрать все картинки, назвать животных и их детенышей.
- Молодцы, справились с заданием, дальше пойдем?
Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток,
Только ты не спеши,
Путь-дорогу укажи
К Бабушке – Салиме.
2. «Назови ласково».
- Посмотрите, сколько здесь снежинок, и необычные здесь есть.
На этой снежинке написано, назови ласково свое имя (Диана – Дианочка, Данил - Данилка).
- Вот какие молодцы и с этим заданием справились.
Поиграем на снежной поляне.
Башкирская национальная игра «Юрта».
Продолжим наш путь?
Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток,
Только ты не спеши,
Путь-дорогу укажи
К Бабушке – Салиме.
3. «Чудесный мешочек».
- Но вот перед нами ручеек, мы сможем перейти его, если угадаем, что в мешке. Давайте отгадаем загадку:
Лицом повернут к твоему лицу,
Дернешь его за язычок – он назад прыгает (Кубыз).
- И с этим заданием мы справились.
Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток,
Только ты не спеши,
Путь-дорогу укажи
К Бабушке – Салиме.
- Посмотрите, куда нас клубок привел? Что вы видите?
- Посмотрите, в каком красивом домике живет Бабушка – Салима. Давайте постучим: тук-тук-тук (появляется Бабушка - Салима).
- Здравствйте! Хаумыхыгыз! Проходите гости дорогие, раздевайтесь, садитесь на коврик. Путь у вас был нелегкий и трудный. Сядем рядком, поговорим ладком.
Гости в дом ко мне пришли
До чего же хороши,
Как зовут моих гостей,
Расскажите поскорей!
- Меня зовут Бабушка – Салима (меня зовут)
- Вот мы и познакомились. У меня есть волшебный сундук, в котором хранятся мои сказки. Давайте посмотрим, какую сказку он хочет нам рассказать. (Открывается сундук, появляется курай).
- Дети, подскажите что это (Курай)
- Дети, сказка моя называется «Легенда о курае».
Ведущий: В давние времена жил на земле злой и жестокий хан Усалбай. У него была странная привычка брить голову наголо. И для этого дела он каждую неделю призывал к себе молодого егета. И никому еще не удавалось возвратиться назад от жестокого хана.
Открывается занавес – убранство башк. юрты.
Настал черед егета Азамата.
Появляется мать (эсей).
Эсей: О, горе мне, горе! Что же будет с моим сыночком, с моим маленьким Азаматом?
Азамат: Эсей, не грусти и не плачь. Даст Бог – все будет хорошо. Лучше собери-ка мне чего-нибудь поесть в дорогу. Ведь путь мне предстоит не близкий.
Эсей: Сейчас, сейчас!. Замешу-ка я лепешку на материнском молоке, она поможет моему Азамату в пути и утолит его голод (месит тесто, музыка). Вот, возьми эту лепешку, она утолит твой голод и поможет тебе в трудную минуту.
Азамат: Спасибо, эсей, может и свидимся! (обнимаются, прощаются. Эсей уходит)
Ведущий: Путь Азамата был долгим и нелегким. Однажды он сбился с пути и повстречался ему в лесу серый заяц (куян).
Звучит музыка, прыгает куян.
Азамат: Здравствуй, куян!
Куян: Здравствуй, Азамат. Куда путь держишь?Не угостишь ли ты меня лепешкой?
Азамат: Конечно угощу. Не подскажешь ли ты мне дорогу к хану Усалбаю?
Куян: Ну, конечно, подскажу. Ступай к хану вон по той тропинке.
Азамат: Спасибо тебе, куян-агай (брат).
Ведущий: И пошел Азамат дальше по лесной тропинке. На пути он встретил хозяина башкирского леса – медведя.
Под музыку с бочкой меда выходит медведь.
Азамат: Здравствуй, аю-бабай!
Медведь: Здравствуй, Азамат, куда путь держишь?
Азамат: Иду я во дворец к злому хану Усалбаю.
Медведь: Отведай на дорожку моего башкирского меда.
Азамат берет бочку с ложкой, пробует, после каждой ложки говорит:
Азамат: Вкусно, свежий медок, липовый. Отведай и ты моей лепешки и укажи мне дорогу ко дворцу хана.
Медведь показывает дорогу и уходит.
Звучит музыка. Открывается занавес. Дворец хана Усалбая.
Ведущий: Преодолевая страх, пришел Азамат во дворец к хану. Он вошел в зал, где сидел злой и жестокий хан Усалбай.
Азамат: Здравствуй, великий хан! Я пришел, как ты и велел.
Хан: А теперь сними шапку и побрей мне голову.
Ведущий: Собрав всю свою смелость, Азамат принялся за дело. Каково же было удивление Азамата, когда он снял с хана шапку и увидел, что на голове у хана растет огромный рог! Скрывая свое удивление, Азамат все же побрил голову хану. А хан тем временем сказал:
Хан: Что, удивлен? Да, у меня на голове растет рог! И никто, слышишь, никто не узнает об этом! А сейчас подожди меня здесь.
Азамат: Ах, как же я проголодался, где там моя лепешка! (достает лепешку, ест).Угощайся, великий хан!
Хан: Вкусно! А что это такое?
Азамат: Это лепешка, моя мать замесила ее на своем грудном молоке, наверно, поэтому она такая вкусная.
Хан: Что? Раз я съел эту лепешку, значит теперь я стал твоим молочным братом?
Ведущий: Тогда хан понял, что не может пролить кровь этого юноши, т. к. они теперь молочные братья… И решил хан отправить Азамата так далеко в лес, откуда еще никто не возвращался.
Занавес закрывается. Декорации леса.
Ведущий: И отправился Азамат бродить по дальним просторам. (звучит грустная музыка). Очень тосковал он по родным краям.
Однажды он лежал на траве и уснул. Вдруг он услышал во сне красивую мелодию. Азамат долго слушал диковинную музыку, а потом пошел на звук. Он шел, шел, пока не понял, что звуки издает обычное растение.
Азамат: Ой, да это же обыкновенный тростник! Как же он красиво звучит!
сорву тростник и назову его кураем!
Ведущий: Отправился Азамат искать родные края и играл в курай родные напевы. Теперь ему небыло так тоскливо и одиноко.
Азамат: Курай, курай, подскажи мне, где мой край? (идет и играет)
Ведущий: И оказался он в родных местах!
Декорации дома, деревни.
Азамат: А вот и родная деревня! Наконец-то я вернулся! Эсей, выходи встречать своего сына живым и здоровым!
Выбегает под музыку эсей.
Эсей: Азамат! Улым, ты вернулся! (обнимает). Как тебе это удалось?
Азамат: Я узнал тайну хана Усалбая. Теперь я расскажу всем о проделках злого хана и он не посмеет обидеть больше ни одного человека!
Ведущий: Хан Усалбай был свергнут народом, люди зажили мирно и счастливо, а курай с тех пор стал любимым инструментом башкирского народа.
Бабушка - Салима закрывает свой сундук и сказка заканчивается.
- Ну что, детки, понравилась вам моя сказка из волшебного сундука?
- Ой, засиделись мы с вами, Бабушка – Салима нам пора возвращаться в детский сад. Но как нам побыстрее добраться?
- Возьмите с собой в дорогу башкирское национальное блюдо «Баурсак».
Бабушка – Салима говорит волшебные слова, дети закрывают глаза (звучит музыка). Тем временем дети оказываются в детском саду с угощением от Бабушки – Салимы.