Светлана Бажутова
Конспект занятия в старшей группе «Дикорастущие и культурные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Сформировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения» нашей местности. Раскрыть значение культурных растений для человека, показать их разнообразие, познакомить с трудом овощевода, садовода. Развивать познавательную активность детей, умения обращаться с дикорастущими растениями, учить детей наблюдать.
Оборудование: иллюстрации, муляжи овощей и фруктов, атрибуты к национальной игре «Огородная».
Ход занятия:
1. Дать детям понятие о дикорастущих и культурных растениях.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Дикорастущие и культурные растения“» размещена в разделах
В лесу, на лугу, в водоеме растут растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживает. Это дикорастущие растения. Например, береза, дуб, акация, одуванчик, подорожник и т. д.
Назовите дикорастущие растения нашего края. (Ответы детей)
Культурные – это растения, которые выращивает человек, (в поле, в саду, в огороде.). Например: слива, яблоня, смородина, малина, овес, пшеница, огурцы, редис и т. д. Человек выводил культурные растения из дикорастущих. Он отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни, листья и сеял нужные растения поблизости от своего дома, ухаживал за ними.
Назовите культурные растения нашей местности. (Ответы детей)
2. Разнообразие культурных растений и их значение в жизни человека.
Игра «Овощи, фрукты, зерновые культуры».
Дидактическая задача: знать овощи, фрукты, зерновые культуры. Воспитатель показывает иллюстрацию культурных растений, муляжи овощей, фруктов, а дети называют группу, к которой они относятся. (Ответы детей)
Например: морковь (овощи, лук (овощи, овес (зерновые культуры, груша (фрукты, рожь (зерновые культуры, яблоко (фрукты, чеснок (овощи) и т. д.
Художественное слово. Послушайте стихотворение и выделите (назовите) из него названия культурных растений.
Щедрый урожай
…Все повсюду золотится,
И поля, и лес, и луг.
Сколько вызрело за лето
Ягод, фруктов, овощей…
За оградой, у оград
Вызрел сочный виноград.
Перед входом в огород
Чудо-яблонька растет;
Стали яблоки, как сахар,
А точнее – просто мед.
И везде, как на подбор,
К помидору помидор
Поднялись по огороду
Перевалы красных гор.
Листья редкие кружат
Тыквы желтые лежат…
Завернувшись в листья густо,
Набирает сил капуста;
Слитки золота вокруг –
Это убран спелый лук.
Урожай, урожай!
Собирать успевай! А. Игебаев
(Ответы детей)
3. Беседа о труде овощевода, садовода.
Овощевод занимается выращиванием овощных культур для получения овощей (капуста, свекла, огурцы, помидоры, редис, морковь и т. д.).
Методом рассады в парниках можно выращивать овощи круглый год. Овощеводы занимаются посадкой, поливом, прополкой, сбором овощей. Садовод занимается выращиванием плодовых культурных растений для получения фруктов (яблоки, груши, сливы и т. д.). Садоводы сажают плодовые деревья и кустарники, обрабатывают их от вредных насекомых, поливают, собирают урожай фруктов.
Назовите что созревает в наших садах? (Ответы детей: малина, смородина, крыжовник, вишня, яблоки и т. д.)
А теперь поиграем в игру «Огородно-хороводная»
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Ты морковь поспеши,
Ты немножко попляши,
А потом не зевай
и в корзину полезай.
Дальше поем про капусту, лучок, картофель. Игра повторяется 2-3 раза, «Ребенок-овощ» меняет атрибут.
В конце занятия подводится итог.
Сегодня мы с вами узнали много о дикорастущих и культурных растениях.
1. Назовите пожалуйста одно культурное растение: овощ, фрукт или зерновое. (Ответы детей)
2. Назовите пожалуйста одно дикорастущие растение. (Ответы детей) 3. Почему жизнь дикорастущих растений не зависит от человека? (Ответы детей)
4. Из каких растений человек вывел культурные растения? (Ответы детей)
Молодцы! Наше занятие подошло к концу, мы с вами много узнали о дикорастущих и культурных растениях.