Альбина Магизова
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Культура и быт башкирского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» муниципального района Кугарчинского района
Республики Башкортостан
группе №10 «Колокольчик»
«Культура и быть башкирского народа».
Составила: воспитатель
Магизова Альбина Маратовна
с. Юмагузино
Интеграция: познание, коммуникативная,
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Культура и быт башкирского народа“» размещена в разделах
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.
Задачи: образовательные – продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента.
Развивающие – развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность.
Воспитывающие – воспитывать аккуратность, желание рассказывать о своей работе.
Материал и оборудование: макет юрты, иллюстрации…., кукла – джигит в башкирском костюме; музыкальный инструмент – кубыз, курай; предметы быта – пиала, медовница; рисунки силуэты предметов: комзол, юрта, пиала, сапожок, фартук, медовница; цветные или восковыен карандаши.
Виды деятельности: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций,игровая, индивидуальная помощь, запись башкирских мелодий.
Ожидаемые результаты: умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи; эмоционально реагирует на музыкальные произведения.
Ход занятия
Дети удобно располагаются на ковре. Воспитатель предлагает послушать запись мелодии.
- На каком музыкальном инструменте исполнялась эта мелодия? (ответы детей).
- Правильно, на курае. Показываю детям курай (рассматривание музыкального инструмента).
Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.
- Как называется жилье башкир? (юрта).
- Для чего нужна юрта? (жить в нем)
- Из чего делали юрту? (из войлока….)
- Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)
- Чем украшали башкиры свои юрты? (разными узорами)
- Какие элементы использовали в узорах? (полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).
- Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? (посуда, одежда, ковры и т. д).
- Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.
- Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.
- На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша – для кумыса называется пиала, это ковш – для кумыса называется ижоу, а это медовница – для меда.
Появляется джигит – кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду.
Салават одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.
Воспитатель хвалит детей за активное участие и обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы башкирской одежды и посуды : камзол, платок, фартук, пиала, ковшик, медовница, ложка для меда, юрта, сапоги. Предлагаю выбрать понравившийся предмет, обращаю внимание на образцы на стенде, отмечаю их красоту, расположение узора, симметричность.
Предлагаю украсить выбранный силуэт предмета элементами башкирского орнамента соответственно его форме и назначению. Напоминаю последовательность выполнения, оказываю индивидуальную помощь. Во время самостоятельной работы детей звучит спокойная мелодия курая.
По окончании работы дети рассказывают джигиту Салавату, что и какими элементами они украсили, рассматривают и оценивают свои работы и работы сверстников, выбираем наиболее интересные узоры.
Игра «Юрта».
Рефлексия:
• Что интересного вы узнали?
• Какие игры играли?
Для ознакомления детей с культурой и бытом башкир в группе был создан мини-музей.