Галина Бычкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Инструменты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема «Инструменты»
Тема: Формирование понятия «Инструменты»
Цели:
1) Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;
2) Пополнять словарный запас, развивать логическое мышление детей;
3) Воспитывать интерес к тому, зачем нужны инструменты.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Инструменты“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: набор инструментов, Незнайка.
Предварительная работа: рассматривание инструментов.
Ход занятия:
На столе разложены предметы: скалка, линейка, щётка, сумка, молоток, клещи, отвёртка. Возле них сидит Незнайка. Воспитатель предлагает детям подойти к Незнайке.
Воспитатель: Незнайка, ты зачем нас позвал?
Незнайка: Я тут собрал разные предметы. Хочу вам показать.
Воспитатель: А как можно назвать эти предметы одним словом?
Незнайка: У них разные названия.
Дети: Это инструменты.
Незнайка: Что вы меня путаете? Линейка – деревянная, молоток-металлический, и деревянный, щётка для обуви – щетинная. Это всё разное и не может называться общим словом.
Воспитатель: Да, Незнайка, тебе дети верно объясняют. У всех этих предметов есть общее слово инструменты. А как взрослые узнают инструменты среди других предметов?
Незнайка: Я догадался: всё, что с ручками, то и инструменты. Молоток с ручками – инструмент, а линейку уберите. Вот мамину сумку надо оставить, она ведь с ручками. Ещё ручка на двери есть, только сюда никак не положить.
Воспитатель: Незнайка всё перепутал. Надо рассказать ему и доказать, почему эти предметы называют инструментами, что у них общего. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом».
(Инструментом называют тот предмет, которым производят какую-то работу)
Незнайка: Я все эти предметы не могу запомнить, их очень много.
Воспитатель: Незнайка, не надо запоминать, надо научиться задавать себе вопрос.
Воспитатель: Какой вопрос надо задать самому себе, чтобы решить, можно ли предмет назвать инструментом?
(Можно ли им работать? Что им можно делать)
Незнайка: У меня есть вот такой предмет, но я не знаю, что это такое?
Воспитатель показывает инструмент – штангенциркуль. В словаре определяется так: измерительный инструмент (раздвижной калибр, состоящий из металлической линейки с нанесённой на ней шкалой и двух щёк – одной неподвижно соединённой с этой линейкой и другой, скользящей вдоль неё; употребляется для измерения толщины предметов или ширины отверстия»
Воспитатель: Ребята, задавайте вопросы, чтобы решить инструмент это или нет.
-Как называется? Штангенциркуль.
-Зачем он нужен? Он нужен для того, чтобы измерять.
Воспитатель показывает и рассказывает:
- Штангенциркулем можно измерить толщину предмета, внутри можно измерить. Так что же это такое, раз им выполняют работу – измеряют толщину предмета или ширину отверстия? (инструмент). Называют его? (штангенциркуль).
- Пора нам немного отдохнуть. Сделаем пальчиковую гимнастику.
«Инструменты»
Молоток стучит: тук-тук, (поочередно сгибать пальцы на правой руке)
Мне приятен этот звук, (поочередно сгибать пальцы на левой руке)
Он не просто так стучит: (поочередно сгибать пальцы на правой руке)
Тук-тук-тук – (поочередно сгибать пальцы на левой руке)
И гвоздь забит.
Воспитатель: Незнайка, а это что? (показываю бинокль)
Незнайка: Это я знаю – бинокль. Ну, уж это, конечно, не инструмент, он не похож на штангенциркуль.
Воспитатель: Задавайте себе вопросы. Какой первый вопрос?
-Как его зовут? - бинокль.
Какой второй вопрос надо задать?
-Зачем он нужен? Можно ли выполнить им работу?
Дети обычно затрудняются ответить на этот вопрос.
Воспитатель: Вы когда-нибудь в него смотрели? Что увидели? (с одной стороны всё маленькое, а с другой – большое).
С одной стороны, в эти стёклышки посмотришь, то, что было далеко, станет близко, и всё рассмотришь. А если перевернёшь и посмотришь, то, что близко, станет далеко и станет маленьким. Кому нужен бинокль? (в театре). А в работе? (капитану). А что же капитан корабля им делает? Уточняет дорогу, смотрит далеко вперёд, наблюдает, нет ли встречных кораблей, чтобы не столкнуться, или предметов, которые могут помешать кораблю. Так, можно ли бинокль назвать инструментом? (Да).
Незнайка: А ещё есть в группе инструменты? (Да)
Воспитатель: Давайте поможем Незнайке отобрать инструменты среди разных предметов!
— Как вы будете определять?
Дети: Задавать себе вопрос: Что им делают?
Воспитатель: Вот песочные часы!
— Это инструмент?
Дети: Да! Ими можно измерить время.
Воспитатель: Подставка под книги?
Дети: Инструмент, служит для того, чтобы удобно было смотреть и читать книгу.
Воспитатель: Ведро?
Дети: Инструмент. Для того, чтобы мыть пол, чтобы в группе было чисто.
Итог занятия :
Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое инструменты?
Незнайка: Да! Инструменты – это предметы, которыми делают какую – либо работу.
Воспитатель: Какие вопросы нужно себе задать, чтобы узнать, что это инструмент?
Дети: Как его зовут?
— Что им можно делать?
— Для чего он нужен?
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!
— Дома, попросите родителей показать инструменты, которые в группе мы не видели!
— Занятие окончено!