Анна Маличенко
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать
«Как звери готовятся к зиме»
Цель: воспитание у детей познавательного интереса к диким животным.
Задачи:
-расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме.
-развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей.
-развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
-обогащать словарь детей: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Приё мы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям.
Предварительная работа:
Чтение худ. литературы о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и энциклопедии о животных, дидактические игры.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам! - дети улыбаются друг другу
Доброе утро солнцу и птицам! – машут руками
Пусть каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера! - обнимаются
После приветствия проходят на стульчики.
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним с вами времена года. (ответы детей)
- А, какое время года сейчас (осень)
- Назовите приметы осени.
- Какую одежду мы с вами одеваем?
- Какое время года будет после осени?
- Правильно, наступит холодная, снежная, морозная зима.
- Как мы называем животных, которые живут рядом с человеком? (домашнии)
- А. тех кто живёт в лесу? (дикие)
- Как вы думаете, что же будет с дикими животными зимой? Ведь них нет теплых жилищ как у домашних животных.
- Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу и узнаем, как готовятся дикие животные к зиме. Только, будем вести себя тихо, чтобы не распугать зверей, ведь у них самая тяжёлая пора, они готовятся встречать зиму. Открываем глазки.
- Вам не страшно?
В этом лесу живут дикие животные или их ещё можно назвать звери.
- Кто им еду добывает? (сами)
- А, чем они питаются? (травой, плодами деревьев, корой деревьев, мелкими животными)
Ребята, животные которые питаются травой называются ТРАВОЯДНЫЕ, а животные, которые питаются себе подобными, т. е. едят мелких и крупных животных, например волк – это ХИЩНИКИ. А, вот животные, которые питаются и растениями и животными - это ВСЕЯДНЫЕ.
Послушайте стихотворение:
Смотрит зайчик в огород.
Что на грядках там растёт?
Вот морковь, горох, капуста…
В огороде стало пусто…
- Чем питается зайчик? (ответы детей)
Значит зайчик …. травоядное животное.
- Он делает запасы на зиму? (нет)
- Почему, летом, про зайца говорят – русак, а зимой – беляк? (потому, что он меняет шубку, с серой на белую). Для чего он это делает? (чтобы маскироваться на снегу от хищников).
- Смена окраски у зайца проходит постепенно: сначала белеет хвост, затем лапы, а потом спина и уши. А, вот кончики ушей остаются тёмными. На зиму у них вырастает густой зимний подшёрсток. Процесс смены окраса у животных называется – ЛИНЬКА.
Отгадайте загадку:
С ветки прыгает на ветку
Рыжая красавица.
Шишки, желуди, орехи
Запасает на зиму. (белка)
- Чем питается бела? (ответы детей)
Значит белка тоже как и зайчик….травоядная.
- Как готовится к зиме белка, она делает себе запасы? (собирает шишки, орехи)
- Да, правильно, белки любят делать запасы на зиму. Они закапывают орехи в землю или прячут в дуплах. Кроме орехов белки употребляют в пищу семена, ягоды, грибы.
- Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха)
- А, в чём разница?
Правильно, белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца – нет.
Физ. минутка (игра «Белки»)
Выбирается два ребенка, даём им ведерки. На полу рассыпаны жёлуди. «Белки» собирают орехи, а дети произносят слова:
Белки по лесу гуляют,
И орехи собирают,
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем их считать.
«Белки» останавливаются, подсчитываем жёлуди. Побеждает тот, у кого больше.
Повторяем 3-4 раза.
Продолжаем наше путешествие по лесу.
- Скажите, все ли животные бодрствуют зимой? (нет)
- Какие животные впадают в спячку? (ёжик, медведь)
Стихотворение:
Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж!
- Чем питается ёжик? (травой, ягодами, грибами)
А, вы знали, что ежи ещё не против полакомится мышами. И поэтому они являются – всеядными.
- Как ёж готовится к зиме? (хорошо питается, делает себе нору из сухих листьев).
Совершенно верно, ежи заботливо устилают своё лежбище сухими листьями, мхом, травой и укладываются спать на зиму.
Вы, уже сказали, что медведь как ёж впадает в спячку.
- Чем питается медведь? (мед, ягоды)
Вы правы, медведь страшный сладкоежка, а ещё он может напасть на лосей, оленей и других животных.
Медведь относится к всеядным животным.
-Как медведь готовится к встрече зимы? (наедает побольше жира, готовит берлогу к зиме)
Да, медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются, запасают жир, чтобы хватило на всю долгую, снежную зиму.
Давайте с вами поиграем в игру «Кто где живёт?»
Живет в дупле…
Спит зимой в берлоге….
Спрятался под кустом….
Забрался под листья….
Юркнула в нору….
Оскалил зубы в логове….
Вот и заканчивается наше путешествие по лесу. Закрываем глазки и возвращаемся в группу. Вот мы и в группе.
Ребята, а если бы мы с вами могли превратится в зверей, кем бы вы хотели быть и почему? (выслушиваю детей).