Алфёрова Ольга Андреевна
Конспект занятия в старшей группе «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе "Ох, лапти, да лапти, да лапти мои! "
Цели:
Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.
Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира;
вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам –
лаптям; русскому народному творчеству о них; развивать сообразительность,
смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь-
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Ох, лапти, да лапти, да лапти мои“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лапти
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
доказательство; познакомить детей с русскими народными потешками,
частушками, сказками «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса-лапотница»;
учить понимать смысл, делать выводы; обогатить словарный запас словами и
словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «липа», «плести лапти»,
«лыко драть», «лапотница».
Оборудование:
Лапти, иллюстрации с изображением сказочных героев в лаптях
Хозяйка встречает детей в горнице.
-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.
Быть внимательными и смышлеными вам сегодня предлагаю.
Предлагает послушать потешки и рассмотреть иллюстрации к ним.
-Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычко драла,
Лиса лапотки плела:
Себе – двое,Мужу – трое
И детишкам
По лаптишкам.
-Сегодня день целый все звери у дела:
Лисичка-сестричка шубку подшивает.
Сер медведь, старый дед,
Сапог подбивает.
А сорока-белобока мушек отгоняет.
Медведица Маша варит детям кашу.
Зайчиха под елкой метет метелкой.
Кошка лыко дерет, коту лапотки плетет.
По болоту босиком кулик ходит с посошком.
-Что делала лиса? Что делала кошка? Что такое лапти? (Достает из сундука
лапти, предлагает их рассмотреть, объяснить, почему так называются,
для чего предназначены.) Лапти – это обувь из лыка. Что такое лыко? Лыко –
это кора липы (липовая кора).
-С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают – шкурку тонкую сдирают. (Липа)
-Посмотрите, как аккуратно и красиво сплетены лапти, с рисунком. В старые
времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не была. Поэтому
драли лыко и плели лапти. А сейчас липку никто не обижает, кору не
снимает. И растут липы зеленые и красивые. (Предлагает рассмотреть и
потрогать лыко) -В старые времена это была удобная, легкая летняя обувь. Народные
умельцы плели их из липовой коры – лыка, они продавались на ярмарке. В то
же время лапти, лычная обувь, была признаком бедности русских простых
людей (крестьян). Сейчас лапти продаются в магазине: люди их покупают в
память о старине русской, а иногда даже надевают в баню - в них удобно. Но
чаще их покупают как сувениры, подарки. И продаются они самых разных
размеров: от огромных до самых крошечных. (Обращает внимание детей на
выставку иллюстраций к сказкам) Хотите послушать сказки про лапти?
Читает сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»
-Как называется сказка? Зачем герои сказки пошли в лес? Что случилось,
когда пузырь, соломинка и лапоть дошли до реки? Почему соломинка
переломилась? Она какая? (Предлагает рассмотреть
соломинку,
обследовать.) Тонкая, хрупкая, гибкая, слабая, непрочная, ломкая, изящная,
золотистая… Что произошло с лаптем? Почему? Почему лопнул пузырь?
Чему учит эта сказка? Почему в народе говорят: «Семь раз отмерь, а один
отрежь»?
-А теперь давайте поиграем в игру «Лапти», считалкой выберем водящего.
-Месяц, месяц, где ты был?
-В лесу.
-Что ты делал?
-Лыки драл.
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто взял?
- Родион. - Поди вон!
На полу рисуется круг. Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к
центру и через голову перебрасывают каждый какой-нибудь предмет в круг
(«лапоть»). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?»
Водящий отвечает: «Нет!» Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» -
«Да!». Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий
караулит «лапти» : он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но
поймать может только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет,
он выходит из игры.
-Поиграем в игру «Кто быстрее добежит в лаптях».
-Хотите послушать сказку про лису- лапотницу? (Рассказывает сказку
«Лиса – лапотница»)
-Почему сказка называется «Лиса – лапотница»? Что нашла лиса на дороге?
Как она обманула старика? Для чего она это сделала? Что дал лисе старик
взамен лаптя? (курицу) Что дал мужик лисе за курочку? (уточку) А за
уточку? (гусеночка) Какую песенку припевала лиса? Почему хозяин в
последней избе решил проучить лису? Что он сделал? Как лиса сама с собой
разговаривала? (предлагает обыграть) Какая лиса в сказке? Почему русский
народ придумал пословицы «Ложь человека не красит», «Лгуна легче
поймать, чем хромого», «Раз солгал – навек лгуном стал», «Трусливый и
ленивый в дружбе живут»?
На печке выезжает Емеля.
Емеля. Я приехал к вам на печке скуку разогнать, повеселиться да поиграть!
Повторите за мной удивленно (тихо, испуганно, весело) :
-Са-са-са – в сказке хитрая лиса.
-Апоть-апоть-апоть – нашла лиса лапоть.
-Ток-ток-ток – спрячь, мужик, мой лапоток.
-Су-су-су – проучил мужик лису.
-Ост-ост-ост – собака схватила лису за хвост.
Емеля. Выполните мои задания.
-«Скажи наоборот» (про обувь). (Грязная – чистая, старая – новая. Ветхая –
прочная, старинная – современная, жесткая – мягкая, летняя – зимняя,
уличная – домашняя)
-«Назови ласково». (Ботинок – ботиночек, сапог – сапожок, валенок –
валеночек, лапоть – лапоток, лапоточек)
-«Из какой сказки хрустальная туфелька? Валенки? Лапти? Сапоги-
скороходы?»
Емеля. Отгадайте мои загадки.
-Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой. (валенки)
-Сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге не промокнут наши ноги. (сапоги)
-Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.
Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (тапки)
-Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)
Емеля. Дети, я все время теряю свои лапти и не знаю, почему Хозяйка. В народе говорят: «Каждой вещи – свое место», «Где аккуратность
– там и опрятность», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Дело вести – не
лапти плести», «Чистые сапоги быстрее ходят».
Емеля. А мои лапти еще и плясать умеют сами. Не верите? Проверьте! Эй,
сыпь веселей, лаптей не жалей! (Инсценировка песни «Лапти мои»)
Емеля дарит детям сундучок со сладостями.
Емеля. Желаю жить да молодеть, добреть да богатеть! А мне пора, до
свиданья, детвора!