МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»

Алфёрова Ольга Андреевна
Конспект занятия в старшей группе «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе "Ох, лапти, да лапти, да лапти мои! "

Цели:

Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира;

вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам –

лаптям; русскому народному творчеству о них; развивать сообразительность,

смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь-

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Ох, лапти, да лапти, да лапти мои“» размещена в разделах

доказательство; познакомить детей с русскими народными потешками,

частушками, сказками «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса-лапотница»;

учить понимать смысл, делать выводы; обогатить словарный запас словами и

словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «липа», «плести лапти»,

«лыко драть», «лапотница».

Оборудование:

Лапти, иллюстрации с изображением сказочных героев в лаптях

Хозяйка встречает детей в горнице.

-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.

Быть внимательными и смышлеными вам сегодня предлагаю.

Предлагает послушать потешки и рассмотреть иллюстрации к ним.

-Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычко драла,

Лиса лапотки плела:

Себе – двое,Мужу – трое

И детишкам

По лаптишкам.

-Сегодня день целый все звери у дела:

Лисичка-сестричка шубку подшивает.

Сер медведь, старый дед,

Сапог подбивает.

А сорока-белобока мушек отгоняет.

Медведица Маша варит детям кашу.

Зайчиха под елкой метет метелкой.

Кошка лыко дерет, коту лапотки плетет.

По болоту босиком кулик ходит с посошком.

-Что делала лиса? Что делала кошка? Что такое лапти? (Достает из сундука

лапти, предлагает их рассмотреть, объяснить, почему так называются,

для чего предназначены.) Лапти – это обувь из лыка. Что такое лыко? Лыко –

это кора липы (липовая кора).

-С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают – шкурку тонкую сдирают. (Липа)

-Посмотрите, как аккуратно и красиво сплетены лапти, с рисунком. В старые

времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не была. Поэтому

драли лыко и плели лапти. А сейчас липку никто не обижает, кору не

снимает. И растут липы зеленые и красивые. (Предлагает рассмотреть и

потрогать лыко) -В старые времена это была удобная, легкая летняя обувь. Народные

умельцы плели их из липовой коры – лыка, они продавались на ярмарке. В то

же время лапти, лычная обувь, была признаком бедности русских простых

людей (крестьян). Сейчас лапти продаются в магазине: люди их покупают в

память о старине русской, а иногда даже надевают в баню - в них удобно. Но

чаще их покупают как сувениры, подарки. И продаются они самых разных

размеров: от огромных до самых крошечных. (Обращает внимание детей на

выставку иллюстраций к сказкам) Хотите послушать сказки про лапти?

Читает сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

-Как называется сказка? Зачем герои сказки пошли в лес? Что случилось,

когда пузырь, соломинка и лапоть дошли до реки? Почему соломинка

переломилась? Она какая? (Предлагает рассмотреть

соломинку,

обследовать.) Тонкая, хрупкая, гибкая, слабая, непрочная, ломкая, изящная,

золотистая… Что произошло с лаптем? Почему? Почему лопнул пузырь?

Чему учит эта сказка? Почему в народе говорят: «Семь раз отмерь, а один

отрежь»?

-А теперь давайте поиграем в игру «Лапти», считалкой выберем водящего.

-Месяц, месяц, где ты был?

-В лесу.

-Что ты делал?

-Лыки драл.

-Куда клал?

-Под колоду.

-Кто взял?

- Родион. - Поди вон!

На полу рисуется круг. Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к

центру и через голову перебрасывают каждый какой-нибудь предмет в круг

(«лапоть»). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти

Водящий отвечает: «Нет!» Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти -

«Да!». Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий

караулит «лапти» : он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но

поймать может только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет,

он выходит из игры.

-Поиграем в игру «Кто быстрее добежит в лаптях».

-Хотите послушать сказку про лису- лапотницу? (Рассказывает сказку

«Лиса – лапотница»)

-Почему сказка называется «Лиса – лапотница»? Что нашла лиса на дороге?

Как она обманула старика? Для чего она это сделала? Что дал лисе старик

взамен лаптя? (курицу) Что дал мужик лисе за курочку? (уточку) А за

уточку? (гусеночка) Какую песенку припевала лиса? Почему хозяин в

последней избе решил проучить лису? Что он сделал? Как лиса сама с собой

разговаривала? (предлагает обыграть) Какая лиса в сказке? Почему русский

народ придумал пословицы «Ложь человека не красит», «Лгуна легче

поймать, чем хромого», «Раз солгал – навек лгуном стал», «Трусливый и

ленивый в дружбе живут»?

На печке выезжает Емеля.

Емеля. Я приехал к вам на печке скуку разогнать, повеселиться да поиграть!

Повторите за мной удивленно (тихо, испуганно, весело) :

-Са-са-са – в сказке хитрая лиса.

-Апоть-апоть-апоть – нашла лиса лапоть.

-Ток-ток-ток – спрячь, мужик, мой лапоток.

-Су-су-су – проучил мужик лису.

-Ост-ост-ост – собака схватила лису за хвост.

Емеля. Выполните мои задания.

-«Скажи наоборот» (про обувь). (Грязная – чистая, старая – новая. Ветхая –

прочная, старинная – современная, жесткая – мягкая, летняя – зимняя,

уличная – домашняя)

-«Назови ласково». (Ботинок – ботиночек, сапог – сапожок, валенок –

валеночек, лапоть – лапоток, лапоточек)

-«Из какой сказки хрустальная туфелька? Валенки? Лапти? Сапоги-

скороходы?»

Емеля. Отгадайте мои загадки.

-Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой. (валенки)

-Сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем.

И на слякотной дороге не промокнут наши ноги. (сапоги)

-Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (тапки)

-Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Емеля. Дети, я все время теряю свои лапти и не знаю, почему Хозяйка. В народе говорят: «Каждой вещи – свое место», «Где аккуратность

– там и опрятность», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Дело вести – не

лапти плести», «Чистые сапоги быстрее ходят».

Емеля. А мои лапти еще и плясать умеют сами. Не верите? Проверьте! Эй,

сыпь веселей, лаптей не жалей! (Инсценировка песни «Лапти мои»)

Емеля дарит детям сундучок со сладостями.

Емеля. Желаю жить да молодеть, добреть да богатеть! А мне пора, до

свиданья, детвора!

Публикации по теме:

Лапти-лапоточки для сына и для дочки. Атрибуты к сказочным постановкамЛапти-лапоточки для сына и для дочки. Атрибуты к сказочным постановкам В нашей группе реализуется проект "Сказка шагает по планете", в рамках которого мы играем разные сказки. Мама нашей Ани,Елена Константиновна,связала.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «Звук [К]» в старшей группе ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком К и способом его характеристики.

Конспект занятия «Животный мир» в старшей группе Цель: продолжать формирование у детей представления о диких животных. Задачи: 1. Расширять и закреплять знания детей о диких животных, детенышах.

Конспект занятия «Масленица» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района.

Конспект занятия «Насекомые» в старшей группеКонспект занятия «Насекомые» в старшей группе Занятие «Насекомые» Цель: Познакомить детей с миром насекомых (бабочка, кузнечик, муравей, оса, пчела, стрекоза, муха). Закрепить представление.

Конспект занятия по безопасности в старшей группеКонспект занятия по безопасности в старшей группе Цель: Формирование навыков безопасного поведения. Задачи: Образовательные: -Закрепить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

Конспект занятия в старшей группе «Посуда» Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать учить классифицировать посуду;.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Плетение из джутового шпагата «Лапти, лапоточки»Плетение из джутового шпагата «Лапти, лапоточки» В наш скоротечный и сумасшедший век катастрофически не хватает времени. Ни на что. Да еще работа у нас такая, можно сказать-круглосуточная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»
Опубликовано: 4 января 2024 в 18:46
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»» (включая файлы) размещена пользователем Алфёрова Ольга Андреевна (УИ 82444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД