Алла Сергунина
«Скучен день до вечера». Конспект занятия в старшей группе, направленного на ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Формировать понятия о временных отрезках – утро, день, вечер, ночь, сутки.
Задачи:
1) Способствовать формированию понятия «сутки» через ознакомление с природными явлениями (неживая природа, небесные светила, растительный мир, животный мир).
2) Упражнять в умении осуществлять знаково-символическое моделирование понятия «сутки», используя цвет, цифру, двигательную гимнастику.
3) Стимулировать желание придерживаться распорядка дня (режима дня) с целью осуществления здорового образа жизни.
Публикация «„Скучен день до вечера“, Конспект занятия в старшей группе, направленного на ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
4) Приобщать к народному творчеству – фольклору через пословицы и поговорки, загадки.
5) Способствовать формированию понятий целое, часть.
Предварительная работа:
1. Обсуждение временных отрезков утро, день, ночь, вечер через деятельность человека.
2. Словесно-дидактические игры: «Трик-трак – что не так», «Что перепутал художник», «Продолжи предложение».
Материальное обеспечение:
Иллюстративный материал:
- набор предметных картинок, связанных с деятельностью человека в разное время суток;
- набор картинок: петушок, сова, летучая мышь, ласточка, воробей, тюльпан с открытым и закрытым бутоном, подсолнух
- картинки с изображением солнца в разное время суток.
Ход занятия
1 часть:
Игровой прием: появление кукол Би-Ба-Бо – Фомы и Еремы. Приветствие.
Фома и Ерема говорят вместе:
«Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!»
Подготовить детей, чтобы они поздоровались.
Воспитатель: «Здравствуйте, милости просим, рады вас видеть!
А кто вы есть такие?»
Фома: «Я – Фома!»
Ерема: «А я – Ерема!»
Фома: «Скучен день до вечера коли делать нечего.»
Ерема: «А давайте загадывать и отгадывать загадки! Согласны?»
Дети: Да!
Фома: «А я еще пословицу знаю – «Всему свое время», а вы дети знаете пословицы?
Дети (подготовить детей) : «Знаем: утро вечера мудренее.
Делу время потехе час.»
Воспитатель: «Кто рано встает – тому бог подает», «Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно», «Спишь, спишь и отдохнуть некогда.
Воспитатель: «Фома, Ерема, а как вы думаете последняя пословица о труженике или о лентяе?
А вы, дети, как думаете?
Выслушать ответы детей
Ерема: Вот вам загадка:
Друг за другом чередой
Дружно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот. (День и Ночь)
Выслушать отгадки детей
Воспитатель: ребята, скажите, а когда просыпается народ, что тогда делает наоборот сестра? Какие слова встречаются нам в загадке и в пословицах, которые мы услышали? Время, утро, день, вечер и ночь.
Воспитатель: давайте скажем дружно
Утро, день, вечер, ночь и сутки прочь.
Повторяют несколько раз с хлопками
Воспитатель:
Звезды в небе словно зерна!
Встал петух в густом лесу.
Он склевал проворно зерна,
Выпил в поле всю росу.
Он топорщит хвост лучистый,
Он таращит желтый глаз
Целый день в саду у нас.
Ходит, гребень золотисты по долам да по горам! (Солнце)
Выслушать ответы детей.
Физкультминутка по показу воспитателя:
Плывет по небу солнце
Какая красота
Мы не боимся даже колючего куста
Много приключений ждут нас впереди.
Дружные ребята – я и ты!
Основная стойка: руки перед собой скрестить.
1. Руки в стороны, вверх,
в исходное положение.
2. Поочередное вытягивание рук вперед, резко разгибая пальцы из кулачков,
3. Хлопаем в ладоши.
4. Руки прижимаем к груди – разводим в стороны
Воспитатель: Ребят, а давайте покажем Фоме и Ереме солнышко, которое просыпается на рассвете, светит нам целый день и засыпает.
Движения детей по замыслу и показу воспитателя:
1. Исходное положение – руки перед собой «полочкой».
2. Правую (левую) руку поднять вверх в сторону и разжать пальцы
3. Движения рук в обратную сторону в обратном порядке
2 часть
Дети сидят за столами. Практический показ приема. Совместная работа с детьми.
Воспитатель:
Ребята, перед вами круг, разделим его на 4 части. Одну часть у круга закрасим черным цветом. Давайте представим, что целый круг это сутки. Сколько всего частей у круга? Сколько частей закрашено? Сколько белых частей? (Ответы детей)
Воспитатель: «Поверните круг так, чтобы черная часть оказалась внизу. Это какая часть суток? Правильно – ночь., тогда противоположная часть – это день. Как вы думаете, слева между черной и белой частью, между днем и ночью какая часть суток? Когда мы завтракаем, делаем зарядку? Правильно – утро. Закрасим эту часть розовым цветом. Тогда часть с правой стороны между белой и черной частью, между днем и ночью? Время когда мы готовимся ко сну, смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши» – вечер. Закрасим эту часть голубым цветом.
Фома: Ерема, давай поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот», например : я говорю – день, а ты –, я говорю – утро, а ты -? Игра с детьми несколько раз.
Воспитатель: Ребята, напомните Фоме и Ереме, сколько всего частей в сутках. Назовите их по порядку. А сейчас на своих цветных секторах расставьте цифры. Обозначим наши сектора, каждую часть по порядку цифрами от 1 до 4.
Физминутка - подвижная игра «Друзья» :
В этой группе все друзья и 1,2,3
Вы и мы, и ты и я, и 1,2,3
Повернись к соседу слева,
Повернись к соседу справа
Мы все друзья! (по показу)
Фома и Ерема: Мы сейчас вам прочтем стихи, а вы определите о какой части суток идет речь:
Куквреку! Вставать пора!
С добрым утром, детвора!
Утром рано просыпайся
Хорошенько умывайся,
И тотчас по распорядку,
Отправляйся на зарядку.
Дети: Утро.
Всем, всем добрый день
Прочь с дороги наша лень
Не мешай трудиться
Помоги учиться!
Дети: День
А теперь конечно нужен
Вечерком горячий ужин.
Почитать, поиграть
И в кроватку – время спать!
Дети: вечер
Светит круглая луна
Вот и ночь пришла,
Сон детишкам принесла.
Дети: ночь
Вместе с Фомой и Еремой дети говорят : «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»
Воспитатель: дети, давайте прощаться с Фомой и Еремой, что мы им скажем на прощание?
Дети вместе:
Мы – дружные ребята,
Не ссоримся ни с кем,
Мы – дружные ребята,
Скажите это всем!