Ирина Янкевич
Конспект занятия в старшей группе «Русское гостеприимство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: познакомить детей с народной культурой, рассказать о народных обычаях, обрядах, традициях; учить дорожить дружбой, искоренять в себе лень; учить внимательно слушать сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», отвечать на вопросы, развивать речь; развивать навыки лепки; воспитывать трудолюбие, смелость, бережное отношение к хлебу.
Словарь. Корки, впрок, зажиточные, впроголодь, изба.
Предварительная работа. Рассматривание картинок о народной культуре (самовар, пироги, одежда, печка, стол, лавки, колыбель и т. д.). Чтение детям пословиц.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Русское гостеприимство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Оборудование. Макет печки, кукла Кузенька, стол накрытый скатертью, самовар, кружки, блюдца, ведро, муляж хлеба, иллюстрации (пузырь, соломинка, лапоть) по сказке; ингредиенты для изготовления соленого теста, дощечки, стеки.
Ход занятия.
Хозяюшка. Милости просим, гости дорогие, покушать да мой сказ послушать. В старые добрые времена народ сложил такую поговорку «Сумел гостя пригласить, сумей и накормить». Хозяин в доме всегда садился во главе стола, но не помолившись за стол не садились. А гостя сажали на красное место, с правой стороны от хозяина. Если гость долгожданный, то на стол выставляли все, что есть в доме.
В центре стола всегда стоял хлеб. Как гласит поговорка «Худой обед, коли хлеба нет». А вы, ребята, любите хлеб?
Из – за печки раздается голос Кузеньки, затем появляется он сам.
Кузенька. Ой – ой разорили, разорили – бедные будем…
Хозяюшка. Что случилось, Кузенька, ты чего так раскричался?
Кузенька (садится на печку). Кто – то хлеб в ведро выкинул, разорились мы с тобой, по миру пойдем…
Хозяюшка. Нельзя, ребята, хлеб выбрасывать, раньше люди говорили: «Хлеб ешь мягким, а корки береги впрок».
Далее воспитатель рассказывает о традиционных русских блюдах в зависимости от зажиточности и праздников; о том, как чай собирает за столом всю семью.
Воспитатель. В гостях у Хозяюшки вы слушали, что стол у крестьян зависел от зажиточности. Богатые много работали сами, затем подрастали их дети и тоже много работали, поэтому и стали зажиточными.
А другие выросли в бедной семье, чаще всего у них не было желания много работать или возможности посадить огород. Семьи были большие и жили впроголодь.
Сегодня я вам расскажу сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», и вы сами разберетесь, кто виноват в том, что в доме не оказалось каши.
Воспитатель читает сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает детям иллюстрации и задает вопросы.
- Кого вам больше всего жалко в сказке?
- Как можно было по – другому перебраться на другой берег?
- Что надо было сделать, чтобы печка остыла?
- Подходит ли к сказке пословица «Смеется тот, кто смеется последним»?
- Что вам больше нравится – сказка (где все погибают) или мультфильм (где все становятся друзьями?
Хозяюшка беседует с детьми о чаепитии на Руси, о том, с чем традиционно пекли пирожки и пироги. Пока идет беседа, дети наблюдают, как она замешивает тесто, и помогают его мять. Затем Хозяюшка объясняет, как вылепить праздничные пироги, и раздает детям по кусочку теста и стеки (дощечка есть у каждого ребенка). Дети сначала лепят маленький пирожок, а затем делают украшения для большого пирога. В рассказе Хозяюшка использует поговорки.
- Матушка – рожь кормит всех подряд, а пшеничка – по выбору.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
В конце работами детей обыгрывается гостеприимное чаепитие.