Ирина Назаренко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах по опорной схеме Ткаченко; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор.
Программные задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о фруктах : названиях, внешних и вкусовых качествах, местах роста (сад, их использовании в различных блюдах («Познание»).
2. Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае о яблоках, бананах и лимонах) («Познание»).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
3. Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки) («Познание»).
4. Расширять и уточнять представление детей о пользе фруктов для здоровья человека («Здоровье»).
5. Расширять представление детей о профессии садовника посредством беседы («Труд»).
6. Упражнять в подборе прилагательных к существительному («Коммуникация»).
7. Совершенствовать приемы нетрадиционного рисования посредством рисования различных фруктов : груша +яблоко +лимон +банан – оттиск печатками из картофеля; слива+гранат – рисование по шаблону поролоном; виноград - рисование пальчиками; мандарин – рисование цветными опилками; вишня - рисование цветным песком («Художественное творчество»).
8. Развивать умение анализировать и обобщать, мелкую моторику пальцев рук, связную речь, умение свободно общаться со взрослыми и детьми.
(«Познание», «Коммуникация»)
9. Развивать общие речевые навыки, координацию речи и движения, грамматический строй речи.
10. Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, совершенствовать умение радоваться достигнутому результату («Социализация»).
Ход занятия.
1. Орг. момент. Сообщение темы.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.
Неожиданно стук в дверь…
- Посмотрите, к нам на занятие по развитию речи неожиданно доставили посылку, сказали с фруктами, а с какими, мы сейчас с вами догадаемся.
Дети отгадывают загадки:
Этот фрукт здесь не растет,
Едет к нам, летит, плывет,
Не запутайтесь в ответе,
С ним давно знакомы дети,
Лакомство для обезьян –
Длинный в кожуре….(банан).
Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые, любят меня детки (яблоко).
Он почти как апельсин,
С толстой кожей сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень! (лимон)
Каждую отгадку- фрукт дети распознают на ощупь, вытаскивая из посылки, кладут в корзинку.
- Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.
Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лук:
-Куда мне лук положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лук – это овощ.)
-Как одним словом назвать то, что находится в корзине?
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о фруктах)
- Где растут фрукты? (на дереве в саду)
-Что такое сад? (место, где выращивают фрукты)
- Как называются деревья, которые растут в саду? (фруктовые, плодовые)
- Что общего у фруктов и овощей? (Они съедобные и полезные. Овощи и фрукты сами, без ухода и полива человека, не могут вырасти большими и вкусными)
2. Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему Ткаченко:
ЯБЛОКО - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. Оно ароматное, румяное, наливное, приятно пахнущее, свежее, сочное, хрустящее. По вкусу яблоко может быть кислым, кисло-сладким, сладким. Снаружи оно покрыто тонкой зеленой, красной или желтой кожицей, а внутри оно белое, плотное с маленькими коричневыми косточками. Оно зелёное круглой формы. На ощупь твёрдое, гладкое. Его употребляют в сыром, вареном, засушенном и запеченном виде. Из него можно приготовить фруктовый салат, яблочный сок, яблочное варенье, яблочное повидло, яблочный джем, пирог с яблочной начинкой, пирожки с яблоками, утку с яблоком и т. д.
-Кто еще что-то хочет дополнить?
-Молодцы! Много знаете про яблоко.
- А как называется дерево, на котором растут яблоки? (яблоня)
Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :
А я вам хочу рассказать, откуда на яблоне появляются яблоки: весной на яблоне зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветов опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды – маленькие яблоки. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке. А осенью люди собирают с яблони хороший урожай.
- Давайте встанем, немного отдохнем, поиграем.
Игровое упражнение " Садовник"
- Продолжим описание фруктов.
БАНАН - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. На вкус он сладкий, сочный, ароматный. Снаружи он удлиненный, покрыт толстой желтой кожурой, внутри он белый с маленькими черными семенами. Банан желтого цвета, овальной формы. На ощупь мягкий, гладкий. Банан употребляют в сыром, засушенном виде. Он очень полезный. Из него можно приготовить фруктовый салат, банановый сок, банановое пюре для детского питания, банановый торт.
-Кто еще что-то хочет дополнить?
Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :
- А я знаю, что бананы Родом из Южной Индии, бананы выращиваются уже около 3000 лет. В переводе с латынского языка слово «банан» обозначает — «фрукт мудрого человека». Бананы растут на пальме – это вовсе не дерево, а гигантская трава. Ее стебель нередко достигает 10 м в высоту. На одном стебле вырастает около 300 бананов.
В бананах содержится больше витамина В6, чем в других фруктах. Известно, что этот витамин несет ответственность за хорошее настроение. Бананы бывают не только желтые, но и красные. У красных более нежная мякоть.
ЛИМОН - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. На вкус он очень кислый, сочный. Снаружи он покрыт толстой желтой кожурой, а внутри лимон желтый состоит из долек и содержит косточки. По цвету он желтый, овальной формы. На ощупь с пупурышками, твердый, плотный. Его употребляют в сыром виде. Из него можно приготовить лимонный сок, лимонную кислоту, лимонад. Его добавляют в борщ для кислотности, в жареное мясо для смягчения, в солянку, в разные салаты.
-Кто еще что-то хочет дополнить?
-Молодцы! Много знаете про лимоны.
Дополнение воспитателя (сопровождается показом фотографий - применение ИКТ) :
- А я знаю, что растут лимоны на небольших вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Лимонные деревца — прекрасные комнатные декоративные растения.
Лимонное дерево дезинфицируют воздух. Поэтому советуют иметь дома маленькое комнатное лимонное деревце. Также считается, что присутствие дома лимонного дерева помогает избавиться от депрессии, различных страхов и придаст бодрости.
Главным качеством лимона является его полезность. В нем очень много витаминов. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровым и никогда не болеть! В лимоне содержится самое большое количество витамина С среди цитрусовых.
- Именно поэтому я хочу вам предложить помочь мне приготовить домашний лимонад из лимона.
Воспитатель каждое свое действие комментирует вслух, привлекает детей к помощи: высыпать сахар в кувшин с водой, перемешать полученный лимонад.
- Давайте поставим наш домашний лимонад на окно, пускай он настоится, а по окончанию занятия во время второго завтрака мы все вместе его попробуем.
- Мы описали только 3 фрукта, но мы с вами знаем, что их много и все они разные. Давайте поиграем в игру.
Игра «Назови фрукт» (дети становятся в круг, передавая лук по кругу, называют по очереди фрукты).
-Молодцы! Много фруктов знаете.
- Ребята, посмотрите, такая большая посылка и в ней мы нашли только 3 фрукта и луковицу. Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.
Воспитатель достает приглашение от Садовника в фруктовый сад к волшебному дереву. В сад можно пройти, только преодолев препятствие – игру «Какой фрукт на дереве?»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАКОЙ ФРУКТ НА ДЕРЕВЕ?»
На стене висят 2 плаката с изображениями грушевого дерева и апельсинового дерева.
Дети, подходя к каждому фруктовому дереву, должны подобрать соответствующие слова к фрукту, отвечающие на вопрос «какой».
По окончанию дидактической игры дети подходят к волшебному фруктовому дереву (изображение на мольберте)
- Чего не хватает на нашем волшебном дереве? (плодов)
- Посмотрите, для нас опять какое-то очередное задание приготовил Садовник (воспитатель у волшебного дерева находит письмо в конверте). Читает:
«Ребята, каждому из вас я приготовил задание. Если вы справитесь с заданиями, фруктовое дерево без плодов превратится в волшебное».
Воспитатель берет пазлы фруктового дерева (заранее приготовленные) без плодов и с обратной стороны зачитывает для каждого задание:
- Настя, тебя Садовник просит нарисовать вишню с помощью цветного песка. Проходи и присаживайся за первый стол.
- Малика, тебя Садовник просит нарисовать мандарин с помощью цветных опилок.
- Эвелина, тебя Садовник просит нарисовать сливу с помощью шаблона поролоном.
- Лера, тебя Садовник просит нарисовать гранат с помощью шаблона поролоном.
- Дима, тебя Садовник просит нарисовать грушу печатью из картофеля.
- Илья, тебя Садовник просит нарисовать яблоко печатью из картофеля.
- Марк, тебя Садовник просит нарисовать лимон печатью из картофеля.
- Артем, тебя Садовник просит нарисовать банан печатью из картофеля.
- Кирилл, тебя Садовник просит нарисовать виноград пальчиком.
Дети рассаживаются по своим местам.
3. Практическая часть.
- Перед тем, как нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Динамическая пауза «Фрукты».
Будем мы варить компот. (Ложкой мешают в кастрюле)
Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много».)
Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут,
насыпают песок.)
Варим, варим мы компот, (Ложкой мешают в кастрюле)
Угостим честной народ. (Разводят руки в стороны)
В процессе практической деятельности воспитатель оказывает помощь, подсказывает детям (звучит спокойная инструментальная музыка).
Воспитатель прикрепляет работы детей на фруктовое дерево.
- Какие вы молодцы! Отлично справились с заданиями Садовника. Дерево было без плодов, а теперь с плодами, просто замечательное. А почему Садовник говорил, что оно станет волшебным? (потому что на нем выросли разные фрукты)
- Для чего нужно употреблять фрукты? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии)
5. Итог занятия.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?
- Чем фрукты отличаются от овощей?
- Что мы научились готовить? (домашний лимонад из лимона)
Воспитатель читает стихотворение:
- Если хочешь быть здоров, обойтись без докторов,
На твоем столе всегда должны быть фрукты?
Да! (отвечают дети хором)
- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии. А теперь можно немного отдохнуть. Скоро будем пить вкусный лимонад.