Татьяна Васильева
Конспект занятия в старшей группе «Хохломские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа ДОО: «От рождения до школы» (Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.)
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью.
2. Формировать умение выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка, называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы : золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Хохломские узоры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
3. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции). Развивать мелкую моторику рук
4. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом, тычком.
5. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, правильное отношение доводить начатое дело до конца.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Словарная работа: название хохломских узоров-травка, завитки; колорит.
Предварительная работа: Рассматривание посуды, рассказ о промысле, иллюстрации с хохломскими узорами, просмотр презентации «Золотая хохлома».
Индивидуальная работа: Аня В. - упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Максим К. - закрепить приемы рисования основных элементов: травка, завиток.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал- Хохломские изделия, плакат с простыми узорами, музыкальная композиция.
Раздаточный материал-силуэты посуды, краски гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Методическое обеспечение: Тамара Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
Ход образовательной деятельности:
1 часть.
-Здравствуйте, ребята!
мотивация-Сегодня мы с вами побываем в дивном мире Хохломы, в мире праздника, музыки, в мире сказок. Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую.
(Звучит тихая, русская народная музыка. На столах разложена хохломская посуда. Дети любуются ею.)
Задаю вопросы:
-Посмотрите, как красиво в моей мастерской.
-Что украсило ее?
- Что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?
Сейчас послушайте загадку и отгадайте ее.
Использование художественного слова- читаю загадку
Резные ложки и ковши
Ты загляни-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут не здешней красоты
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
-Что это?
- Почему она называется хохломской?
-Какие цвета используют в хохломской росписи?
Рассказываю
- Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду. И везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города на продажу. Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?», а мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Стали посуду называть хохломской.
-Давайте вспомним, как изготавливалась хохломская посуда. А поможет вам в этом вот эта таблица. (рис. 1)
Назовите элементы хохломской росписи и найдем их на карточках.
(Дети называют элементы хохломской росписи, берут соответствующую карточку и ставят на полочку) (рис. 2)
- В хохломской росписи есть элемент осочка.
- В узорах хохломской росписи есть элемент травинка.
- В хохломских узорах рисуют усики.
- В хохломской росписи есть элемент завиток.
- Хохломские узоры украшают капельками.
- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными).
- В хохломской росписи рисуют цветочки.
- В хохломской росписи рисуют ягодки.
2 часть.
-А теперь давайте немного отдохнем.
7. Физкультминутка «На полянке».
Качает травку ветерок (дети покачиваются из стороны в сторону).
Дрожат, дрожат травинки (быстро машут поднятыми над головой кистями рук).
От гибких рук до тонких ног
Прогнулись наши спинки (два раза в ритм прогибают спину)
Нас кружит ветер заводной (кружатся на месте,
Болтает влево - вправо (покачиваются влево - вправо,
Но вот он стих ночной порой
И мы сидим устало (приседают).
А утром солнышко взошло,
Все радостно проснулись (встают, потягиваясь и улыбаясь).
Ведь новый день улыбку шлет,
Мы к солнцу потянулись (поднимают руки вперед и вверх).
- А теперь проходим на свои места.
-Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками.
Рассматриваем и обсуждаем:
У вас на столах лежат силуэты посуды. Правильно расположить элементы узора хохломской росписи поможет вам таблица. (рис 3)
(АЛГОРИТМ «Последовательности рисования хохломских узоров».)
Уточняю у детей.
-Что мы рисуем сначала? Сначала мы рисуем центральную ветку.
-Что мы рисуем потом? Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.
- А что потом рисуем? Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки.
Побуждаю детей
-Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
(Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы слежу за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств, для изображения ягод и листьев. Даю советы, провожу индивидуальную работу,использую пояснение, индивидуальный показ.)
Воспитатель. Заканчиваем работу. Пусть наши пальчики немного отдохнут, а работы подсохнут.
. Пальчиковая гимнастика «Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)
3 часть.
Вывешиваю рисунки, провожу самоанализ работ. Даю дифференцированную положительную оценку детских работ по критериям- композиция узора, наличие элементов, подбор цвета, аккуратность, творчество. Привлекаю детей к анализу работ товарищей, задавая вопросы.
-Молодцы ребята! Все ваши работы получились яркими, радостными, и немножко сказочными.
-Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера!
Моя мастерская с вашими работами стала еще краше.