Инна Зимина
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Звуки [д]-[д’]»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Ейска МО Ейский район
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Звуки Д - ДЬ»
Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна
Тема: Звуки [д], [дь].
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Звуки [д]-[д’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Коррекционно-образовательные: учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец); закреплять навыки четкого произношения звуков Д и ДЬ; упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, делении слов на слоги, образовании сложных слов.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: Зеркала, схемы, предметные картинки, звуковые сигналы, звуковые пеналы, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: Дидактические игры: «Телеграф», «Живые звуки», «Лото», «Твёрдый - мягкий», «Глухой – звонкий».
Ход:
1. Организационный момент. (Слайдовый показ)
— Найдите в слове звонкий согласный звук :
вата коза тазы кубик
собака ноты место осень
муха сова Тузик век
2. Артикуляционная гимнастика.
«Почистить верхние зубы».
«Качели».
«Барабанщик».
3. Знакомство со звуками [д], [дь].
а) Загадка.
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
б) Анализ артикуляции звуков [д], [дь].
— Послушайте, как стучит дятел: Д-д-д! Покажите, как стучит дятел.
(Дети произносят звук [д], наблюдая за артикуляцией в зеркале.)
— Расскажите о произношении звука [д].
(Рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает ту преграду. Голос включается.)
— Дятел стучит: Дь-дь-дь! Постучите, как дятел.
(Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.)
— Расскажите о произношении звука [дь].
(Кончик языка упирается в нижние зубы. Средняя честь спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.)
4. Закрепление звуков [д], [дь].
— Посмотрите на дятла. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, поэтому его пестрым дятлом и прозвали. Уселся дятел на ствол, зацепился за него острыми коготками, оперся на хвост и давай стучать по стволу своим крепким клювом.
— Как дятел стучит?
Дятел дерево долбил,
Всех он стуком разбудил.
(Дети повторяют двустишие за логопедом, выделяя волосом звуки [д], [дь].)
— Какая фишка обозначает звук [д], [дь] ?
5. Дифференциация звуков [д], [дь] по твердости-мягкости.
а) Игра «Сигнальщики».
— Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д], [дь].
дуб долбит
дерево сидит
дятел доктор
дупло разбудил
б) Выделение звуков [д], [дь] из состава слова.
Драконы над лесом пролетали,
Стук дятла услыхали,
На полянку тихо сели
И решили поиграть:
Слова со звуками [д], [дь] назвать.
— Синий дракон называл слова со звуком [д]. Какие слова назвал синий дракон?
— Зеленый дракон называл слова со звуком [дь]. Какие слова назвал зеленый дракон?
— Помогите драконам подобрать слова к схемам.
6. Физкультминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Проговаривание скороговорки с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (имитация игры на пианино).
Дед Данила делил дыню:
Дольку — Диме, дольку — Дине.
б) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх — хлопок над головой, Руки вниз — хлопок другой. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем. Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.
Вдруг мы видим у куста —
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И в гнездо его кладем. Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.
7. Звуковой анализ.
Дятел отстучал нам стих,
Но в конце его притих.
Ну-ка, дятлу помогите —
В стихе слово доскажите.
Вот папа гриб,
А сын — грибок.
Вот папа — дуб,
А сын —. (дубок).
— Составьте схему слова дубок.
Вот пришел домой Иван
И улегся на. (диван).
(Дети составляют схему слова диван).
8. Упражнение в образовании сложных слов.
— Посмотрите на драконов. Они одноголовые. Почему так говорят?
— Сколько у дракона хвостов? Соедините слова один, хвост. Какой дракон? (Однохвостый).
— В доме один этаж. Дом какой? (Одноэтажный)
( Дети образовывают сложные слова: однокомнатная, одноместная (палата, односложное (слово).
— Драконы двукрылые. Как образовано слово двукрылые?
— У велосипеда два колеса. Какой велосипед?
( Дети образовывают сложные слова: двухэтажный (дом, двухкомнатная (квартира, двугорбый (верблюд, двухпалубный (пароход).
9. Итог.
Дятел по лесу летал,
Всем советы раздавал.
— Но советы эти были вредные:
Котлеты жарь в ведре. ( Дети исправляют: на сковороде).
В дом входи через окно. ( Дети исправляют: дверь).