Ольга Воробьева
Конспект занятия в старшей группе «Ключ от города Канска»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей об основании города Канска, о его гербе. Пополнить активный словарный запас (старожил). Вызвать интерес к изучению истории родного города.
Материал: Письмо, карточки с изображением предметов, в названии которых первые звуки составляют слово «старожил». Бумажные буквы С, Т, А, Р, О, Ж, И, Л. План путешествия с условными обозначениями станций. Схема расположения ворот старого города Канска. Иллюстрации с изображением старого города Канска, элементы собора, вырезанные из картона, герб города Канска, вырезанный из картона старинный ключ. Карточки с изображением продуктов (пища русичей и современных россиян). Строительный камень, старинные монеты, зерна пшеницы, клок шерсти, хлеб круглой формы, сосуд с ладаном.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Ключ от города Канска“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня в детский сад пришло письмо. На конверте зашифровано слово, обозначающее того, кто его нам написал. Мы сможем прочитать это слово, если соединим первые звуки, с которых начинаются названия предметов, изображенных на карточках.
Выставляет карточки с изображением стула, тюльпана, арбуза, ручки, облака, жука, иглы, лука. Дети называют предметы и первые звуки в словах. Воспитатель выставляет бумажные буквы под соответствующими карточками.
Воспитатель: Какое слово получилось? («Старожил») Что оно означает? (Предположения детей). Старожил - человек, который много лет прожил в одном месте, селе или городе и знает его историю. Вот такой старожил и написал нам письмо. Послушайте, о чем оно.
«Дорогие наши друзья! Скоро вы станете совсем взрослыми и, наверное, будете путешествовать по всему свету. Однако любой человек сначала должен узнать свою малую родину, ее историю. Приглашаю вас в путешествие в прошлое нашего родного города на машине времени. Останавливаясь в пути на каждой станции, вы узнаете много интересного, а выполнив сложные задания, получите ключ от города Канска. Удачи Вам!»
Если нас приглашают в путешествие, да еще на фантастической машине, не будем терять время и сразу отправимся в дорогу. (Вывешивается план путешествия).
Чудесные здесь были тогда места: зверя всякого в лесах видимо-невидимо, рыбы в реках – хоть руками лови. И заложили на реке Кан – острог. (Демонстрирует иллюстрацию).
А теперь представьте, что мы попали в острог тех лет. Каждый горожанин стремился иметь свой дом и двор. К постройке дома относились очень тщательно. (Выкладывает строительный камень, монеты, зерна, клок шерсти, хлеб, сосуд с ладаном).
Назовите эти предметы. (Ответы детей). Их закладывали между камнями в основание будущего дома. Для чего? Монеты - чтобы в доме было богатство; зерна, хлеб – для домового, чтобы хорошо охранял; шерсть- чтобы в доме тепло было, а ладан- для святости. Все дома были построены из толстых бревен и огорожены глухими заборами.
Воспитатель: Вторая станция «Разминкино».
Дети вместе с воспитателем произносят стихотворные строчки и выполняют различные движения.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, легкий ветерок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Молодцы! А вот и третья станция - «Маленький зодчий».
А сейчас вы сможете попробовать себя в роли зодчих. Из отдельных элементов составьте собор. Не забывайте, что собор строился по строгим правилам, нарушать которые было нельзя. (Вывешивает иллюстрацию с изображением собора. Показывает и называет части постройки).
Основанием сооружения служит подошва, затем возводят портал, над ним- пояс. Потом следуют закомары. И все венчает глава.
Убирает схему. Дети составляют изображение собора из картонных элементов.
Воспитатель: После работы можно и отдохнуть на четвертой станции «Пир на весь мир».
Пировали на Руси!
Ой, помилуй и спаси!
Сядут есть Степан с Иваном,
Глядь-уже и нет барана.
Глеба позовут, дружка,
Уплетут втроем быка.
Щей ведро, бадью грибочков,
Пироги и каши бочку,
Вслед - блинов большую горку
С медом, маслом и икоркой.
Выпьют кваса…и к соседу
Не спеша идут обедать.
Это, конечно, шуточное стихотворение. А что же на самом деле ели русичи и чего они не ели? Отберите продукты питания, которых не было у наших далеких предков.
Дети выбирают из предложенных воспитателем карточек те, на которых изображены сахар, картофель, кофе, шоколад, бананы и т. д.
Воспитатель: Вот мы и добрались до последней станции - «Загадкино».
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Чтобы город стал краше,
Он принял сто мер,
«Отец» горожан всех-
Заботливый … (мэр)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (герб)
У каждого города есть герб. И у нашего города есть герб. Что изображено на гербе Канска? Что это означает?
Вы справились почти со всеми заданиями. Осталось последнее: вспомните пословицы о Родине.
Дети.
За край свой насмерть стой.
Где родился, там и сгодился.
Дома и стены помогают.
Всякому зерну своя борозда.
Всякому мила своя сторона.
Воспитатель: Теперь вы достойны, получить ключ от города Канска. Помните, что он никогда не переходил в руки врагов. Берегите его, чтобы потом передать вашим детям - будущим жителям города Канска.