Якушенко Ирина Юрьевна
Конспект занятия в старшей группе «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Деревья – наши друзья»
(экологическое занятие в старшей группе)
Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.
Ход занятия:
Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
Наши друзья - это деревья!
Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
( Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)
Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С. А. Васильева) : «Дерево могуче, дерево сильно
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)
Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево
получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
Правильно назвали строение дерева.
Посмотрите! А что это за дерево?
Второй ребенок: рябина.
«Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко- красный шарик-
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!»
(С. А. Васильева)
- Ребята! А кому и какую пользу она приносит?
( Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.)
-А это что за дерево?
Выходит третий ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С. А. Васильева)
-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью.)
Какого цвета бывают кленовые листья осенью (Дети -желтые, красные)
А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
желто-зеленый лист)
А теперь к какому дереву мы подошли?
Выходит четвертый ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух
Над улицей несутся сотни белых мух».
(С. А. Васильева.)
-Тополь, это дерево, которое растет в городе.
Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? ( Дети: тополь- это
городское дерево)
Для чего в городе нужны деревья? ( Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и
вырабатывают кислород. Таким образом они очищают городской воздух)
Как называются деревья, на которых растут иголки? ( Дети: хвойные деревья.)
Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)
Выходит пятый ребенок:
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?
1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
2 ребенок «Всякая сосна своему бору шумит»
Как выглядит сосна?
( Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна,размножается шишками.)
Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
осенних листьев. (Дети собирают листья)
Как много красивых листьев собрали!
А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
Какая красивая тропинка получил ась!
Вам нравится ребята? (ответы детей)
Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
(С. А. Васильева)
-Какого цвета листья на березе? ( Дети: золотисто-желтые)
у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
( Дети: у березы)
У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Дети: у березы)
Какое значение имеет - листопад?
( Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
-А сейчас, отгадайте загадки:
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
Если в роще растут березы, как называется эта роща? ( Дети: березовая роща.)
А если в роще, растут дубы? ( Дети: дубовая роща)
Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.
Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
До новых встреч! До свидания!
Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.