Алфёрова Ольга Андреевна
Конспект занятия в старшей группе «Приметы весны. Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Приметы весны. Перелётные птицы»
Задачи:
формирование обобщённого представление о весне и перелётных птицах;
формирование целостной картины мира;
развитие лексико-грамматических представлений;
учить по описанию узнавать птиц;
активизировать словарь;
воспитывать любовь к птицам;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Приметы весны, Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога;
формировать навык работы в коллективе;
Наглядные средства обучения: иллюстрации с изображением перелётных птиц, аудиозаписи с голосами птиц, рисунок птицы.
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок; загадывание загадок; чтение произведений; наблюдение на прогулке; подготовка демонстративного и раздаточного материала, подбор аудиозаписей с пением птиц, подбор художественного слова, изучение методической литературы.
Ход занятия:
Дети входят в группу под звуки пения птиц.
Воспитатель: - Ребята, давайте закроем с вами глаза и представим, что мы находимся в лесу. Поют птицы, пахнет весной. Представили?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь давайте с вами откроем глазки и сядем на стульчики. Для начала, я хотела бы вам прочитать стихотворение Г. Ладонщикова, которое называется «Возвращаются певцы» :
Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке,
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Скажите мне пожалуйста, о чём говорится в этом стихотворении?
Дети: О птицах.
Воспитатель: А о каких птицах?
Дети: В этом стихотворении говорится о перелётных птицах.
Воспитатель: Молодцы, в этом стихотворении автор рассказывает о перелётных птицах. А о каком времени года упоминает автор?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно в нём говорится о весне. Ребята, давайте вспомним с вами первые приметы весны. Что мы наблюдаем с вами на улице?
Даша: Тает снег.
Воспитатель: Молодецы. Ещё какие приметы вы знаете?
Дети: На улице бегут ручьи.
Воспитатель: Правильно. А о какой примете можете сказать ещё?
Дети:Солнце стало пригревать.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами ещё раз перечислим приметы весны - это таяние снега, бегущие ручьи, капель, появившиеся проталины, тёплое солнышко и многое другое. Дети, а какие перелётные птицы прилетают к нам с приходом весны?
Дети: Скворцы.
Воспитатель: Правильно, скворцы. А ещ каки перелётны птиц вы знаете?
Дети называют
Воспитатель: Правильно, о каких птицах автор вспоминает в стихотворении? Вот послушайте пару строчек:
«… И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд»…
Дети: Малиновка и дрозд.
Воспитатель: Молодцы ребята. Дети, скажите мне пожалуйста, почему этих птиц называют перелётными?
Дети: Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Скажите мне, а почему перелётные птицы улетают от нас с приходом холодов?
Дети: Потому что они могут замёрзнуть зимой.
Воспитатель: Правильно. А ещё почему?
Дети: : Потому что им нечего кушать зимой. Под снегом им не достать еды.
Воспитатель: Правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. В тёплый период они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в тёплые края, а весной возвращаются в свои родные места.
А сейчас я хочу загадать вам загадки о перелётных птицах, а вы должны будите разгадать ответ.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его (скворец) .
Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (грач)
Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно,
Пуховую перину. (ласточка)
(Во время отгадывания загадок, выставляются изображения с птицами) .
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо отвечаете. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днём. Но перед полётом они совершают пробные полёты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. В полёте птицы ориентируются на звёзды, а если небо затянуто облаками и звёзд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Ребята, а вы обращали когда-нибудь внимание, как улетают перелётные птицы?
Дети: Да. Они улетают стаей.
Воспитатель: Правильно, некоторые птицы улетают «стайками», другие, например : журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; многие птицы выстраиваются «цепочкой» в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Вы наверно немного утомились, давайте с вами отдохнём.
Физкультминутка «Индюк».
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача (остановиться, удивлённо посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал (потопать ногами)
Крыльями захлопал (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепит округлённые руки перед грудью)
И затряс своею бородой (помотать головой)
А потом понёсся стрелой (бег на месте) .
Теперь давайте сделаем гимнастику для глаз:
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
Воспитатель: Молодцы, немножко размялись, а теперь продолжим.
Дети, я бы хотела поиграть с вами в игру, которая называется «Один-много». Ребята, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:
Ласточка – ласточки.
Синица – синицы.
Грач – грачи.
Скворец – скворцы.
Кукушка – кукушки.
Соловей – соловьи.
Стриж – стрижи.
Дрозд – дрозды.
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Ребята, а как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаешь?
Дети: Голуби, воробьи, ворона, сорока, галка.
Воспитатель: А как вы думаете, дятел зимующая или перелётная птица?
Дети: Зимующая.
Воспитатель: Молодцы. Хотите поиграть ещё?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам разделиться на две команды. У нас будет команда мальчиков и команда девочек. Ребята, посмотрите, как много птиц в нашем лесу. Сейчас команда мальчиков будет искать перелётных птиц, а команда девочек - зимующих. (Дети ходят по группе, выполняют задания. В конце игры подводят итоги. Выигрывает та команда, сделавшая меньше ошибок) .
Наше с вами занятие потихоньку подходит к концу, и я хотела бы, чтобы мы его закончили зарисовкой одной из перелётных птиц, которая вам запомнилась. Я приготовила вам на листы бумаги и отела чтобы вы нарисоали птичку
Перед вами изображение птиц.
Обратная связь: Под композицию П. И. Чайковского «Времена года», дети выполняют практическую работу.
Рефлексия: Воспитатель: Ребята, давайте полюбуемся нашими работами, не правда ли они получились красивыми. Кто не успел дорисовать, то дорисуют потом. Ребята, мне очень понравилось наше занятие. А вам?
Дети: Да.
Воспитатель: Это очень хорошо, что вам понравилось занятие. А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил себя самостоятельно. Я для вас приготовила вот такие кружочки: оранжевые – обозначают, что вам понравилось занятие, а голубые – они означают, что у вас были какие-либо затруднения на занятие.
(Дети выбирают кружки) .
Воспитатель: А, что нового вы узнали?
(Дети отвечают)