Чаусова Наталья
Конспект занятия в средней группе «Экскурсия в музей русской старины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Экскурсия в музей русской старины»
Цель: формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Экскурсия в музей русской старины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Средняя группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват и т. д.). Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.)
Развивающие:
Развивать связную монологическую речь, любознательность, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Воспитать любовь к родному языку, культуре. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы отправимся на занятие побеседовать с вами о том, как жили наши предки в деревне.
Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).
Вот мы и пришли.
Под звуки тихой русской народной музыки дети заходят в мини – музей «Русская изба».
Воспитатель: Где сегодня будет проходить наше занятие? Догадались, ребята, куда мы с вами попали?
Дети: в музей русской старины.
Воспитатель: Что такое музей?
Деи: Это место, где хранятся старинные вещи, их еще называют экспонатами.
Воспитатель: Мы побеседуем и гостям нашим расскажем, что есть в нашем музее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
Мы про эту старину,
Свой рассказ поведем.
Чтобы гости знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель вместе с детьми подходит к экспонату «Деревенская улица».
Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон)
В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Дети рассаживаются на стульчиках.
Как называлось в старину жилище людей?
Раньше на Руси строили такие избы.
Ребята, как вы думаете, из чего строили избу? (из бревен)
А почему же именно из бревен? (доступность, удобно обрабатывать)
В таких домах было тепло и уютно.
Как вы думаете, один человек строил для себя и своей семьи избу? (Нет, ему помогали)
- Верно, ребятки! А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Русский народ славен дружбой и силой.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
***
. А вы знаете, что было главным в избе? Что печка людям давала? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с кашей вытащить.
Ребята, а что нужно для того, чтоб печь истопить? (дрова)
Д/И «Какие дрова?» (словообразование прилагательных) (проводится стоя с мячом)
Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. Ребята, а где же воду брали для хозяйственных нужд? (в колодце) А вот и ведра, и коромысло. Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.
***
Посмотрите, ребята, в каких нарядных русских народных костюмах наши куклы: красна девица Алёнушка и добрый молодец Иванушка. Давайте рассмотрим, во что они одеты.
Современные люди так одеваются? (нет)
- Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).
Совершенно верно, женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник.
Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.
- Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).
- Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).
Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы.
Вот какие наряды красивые! Ребята, а где в старину хранили одежду?
(в сундуке)
Вот и у нас с вами сундучок имеется! Хотите посмотреть, что в нем?
Нужно сказать секретные слова.
Тук-тук-тук, (ударяют кулачком по кулачку).
Чок-чок-чок, (притопывают ногами,
Открывайся, сундучок!
-Посмотрите, ребята, что внутри сундука. (варежки и носочки). Воспитатель достает из сундука носки.
Д/И «Найди пару» (дети подбирают пару каждой варежке)
В-ль: Ребята, а вы одеваете варежки и носочки (да)
-Для чего вы их одеваете? (чтобы было тепло и не замёрзнуть, не простудиться и не заболеть).
-Кто вам вяжет варежки и носочки? (мама, бабушка).
- А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки? (Из ниток)
-Правильно, ребятки. А нитки пряли из шерсти овцы. Её обстригали летом, а затем пряли пряжу и уже потом вязали спицами носки и варежки.
(Демонстрация спиц, клубок пряжи).
Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте внимательно мой рассказ.
В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме.
Во время работы мастерица скручивала нить из кудели. Это женское занятие и называлось прядение.
Дети рассматривают веретено и прялку, трогают руками, пробуют покрутить его.
Воспитатель: Ручное прядение было очень медленным и трудоёмким. Занимались им с ноября по март. Начинали учить девочек прясть с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи.
Получив от матерей задание, девочки-подростки и молодые незамужние девушки собирались в какой-нибудь избе на посиделки, коротая долгие зимние вечера.
Воспитатель: Из ниток не только ткали полотно и шили и вязали одежду, но еще и мастерили игрушки, плели пояса, делали украшения.
Пальчиковая гимнастика «Киска»
Киска ниточки мотала (вращать руками как бы наматывая нить на клубок)
И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперед)
- Сколько стоит?
- Три рубля (показать три пальчика)
Покупайте у меня (сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)
Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…
(коромысло).
Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет.
(ухват)
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Многое изменилось с тех пор.
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
Я называю, что стало, а вы - что было.
Кастрюля. - Чугунок.
Плита. - Печь.
. Туфли - Лапти.
Чайник. - Самовар.
. Шкаф. -Сундук.
Дом. -Изба.
Готовим на плите- раньше на печи.
Сейчас спят на кровати. Раньше на лавках спали.
Теперь вода льётся из водопровода, а раньше воду из колодца носили.
П / и «Кукушка»
Итог занятия :
Ребята, наше занятие подходит к концу.
Где проходило наше занятие?
О чем мы беседовали на занятии?
В какие игры играли?
- Ребята, вам понравилось?
- А что вам больше всего понравилось?
- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Воспитатель: ребята, вам понравилось в русской избе?
А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок, с овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь в нашу группу укажи!