Надежда Привалова
Конспект занятия в средней группе «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи в области «познавательное развитие» :
- Закрепление представлений о весне, о признаках весны;
-продолжать знакомить детей с первоцветами;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
- воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе.
Задачи в области «речевое развитие» :
- обогащать словарь детей существительными;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие» :
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Задачи в области «физическое развитие» :
- учить детей действовать по сигналу воспитателя.
Задачи в области «художественно-эстетическое развитие» :
-учить слушать музыку, пение птиц, звуки природы.
Словарная работа:
Активизировать словарный запас детей словами: скворец, скворечник, грач, гнездо, ласточка, подснежник, одуванчик, мать и мачеха, ландыши, капель, проталины, почки, ледоход.
Предварительная работа:
- показ иллюстраций и фотографий по темам «Признаки ранней весны»; «Перелетные птицы»,
- чтение стихотворений о весне;
- наблюдение за погодой, за птицами;
-рассматривание изображений птиц, беседа о перелетных и зимующих птицах,
- прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны».
Оборудование и материалы:
- иллюстрации весенних пейзажей, перлетных птиц; иллюстрации с изображением первоцветов, дидактическая игра «Сложи цветок»; аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки весны».
Методы и приемы:
- Наглядные: рассматривание картин.
- Словесные : художественное слово, загадки, вопросы к детям, подсказки.
Ход занятия:
Организационная часть.
В - Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла …
Д - Весна.
В – Правильно - весна. Весна пришла не только к нам, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад, и просто на улицу.
Основная часть:
В - Сегодня мы с вами продолжим разговаривать о весне.
А какие признаки весны вы знаете?
Д - Солнце греет. Снег тает. Капель. Появляются проталины. Бегут ручьи. На речке треснул лед и плывет по реке. Набухают почки на деревьях. Появляются первые подснежники. Птички прилетают из теплых краев. Зайка сменил шубку на серую. Медведь проснулся в берлоге. Просыпается ёж, барсук. Травка растет.
В – Какие вы молодцы, как много знаете.
В – А сейчас послушаем и попробуем узнать звуки. Что это за звуки? (Звучит фонограмма звуков ранней весны : капель, журчание ручейка, пение птиц.)
Д - журчание ручейка, пение птиц.
Пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Солнце ласково смеется, - Отчерчиваем в воздухе круг указательным пальцем.
Светит ярче, горячей - Показываем растопыренные ладошки.
Из пригорка звонко льется - Указательный палец левой руки проводим по ладони левой.
Разговорчивый ручей - Указательный палец левой руки проводим по ладони правой.
Я журчу, журчу, журчу - Ладошки вперед, шевеля пальцами
Гладко камешки точу, - Потираем ладошки.
Синей лентой разбегусь, - «Змейками» ладошки
В речку полную вольюсь - Соединить ладошки, разъединенные в стороны.
Хороша моя водица - Массируем большим пальцем все остальные.
Наклонись ко мне напиться - Наклон, руки «горстью»
Речка, травы шевеля, - Шевелим пальцами.
Ручейком зовет меня - Плавными движениями ладонями из стороны в сторону.
Продолжение беседы о весне.
В - А с птицами, что весной происходит?
Д – Прилетают перелётные птицы.
В – А каких перелетных птиц вы знаете?
Д – Ласточка, грач, скворец.
В – А сейчас послушайте загадку:
- По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица,
Для деревьев наших врач …
Угадай, кто это. (Грач) (показываю картинку)
Послушайте как он кричит. (включаю запись пения грача)
В - Расскажите, что вы знаете о граче?
Д - Он черный, у него длинный белый клюв. Он кричит кра-кра.
В - А чем питается грач?
Д - Червяками, жучками, гусеницами, мухами.
В - А теперь ещё одна загадка:
- Труд в саду он уважает,
Гусениц уничтожает,
Есть на дереве «дворец»
В нем живет с семьей… (Скворец) (показываю картинку)
А сейчас послушайте пение скворца. (включаю запись пения скворца).
В - Расскажите, что вы знаете о скворце?
Д - Скворец черная птица, у него острый клюв, короткий хвост, на груди белые блестящие крапинки. Питается жучками, мухами, комарами, насекомыми. Скворец умеет подражать голосам других птиц.
В - А сейчас послушайте стихотворение:
Ласточка в гости к нам прилетела.
Села на домик и песню запела.
Чив-чив-чив, это я
Прилетела к вам друзья. (показываю картинку)
- Послушайте, как поёт ласточка. (включаю запись пения ласточки).
В – А что вы знаете о ласточке?
Д – У ласточки длинные крылья. Она питается насекомыми.
В - У ласточки удлиненные крылья и четкий разрез хвоста. Важно отметить, что ласточка – совершенный обитатель неба, ведь эту птичку редко можно увидеть на земле. Интересно то, что в процессе полета она может даже спать. Питаются ласточки насекомыми.
В - Молодцы дети. Как вы много знайте об этих птицах. А скажите, как, одним словом можно сказать о граче, о скворце, о ласточке?
Д - Перелетные.
В - Правильно. А почему перелетные?
Д - Потому, что они прилетают к нам из теплых краев.
В – Дети, а кто из вас знает, какая первая забота весной у этих птиц?
Д - Строить домики и выводить птенцов.
В - Дети, а какие домики у этих птиц?
Д - Грач строит гнездо из веток. Ласточка строит гнездо из глины, веточек и листьев. А для скворца человек строит скворечник.
В - А сейчас давайте поиграем.
Физкультминутка
Игра «Птички в гнездышках».
Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – на одной стороне площадки. Инструктор говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки. Со словами инструктора «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!» дети бегут на свои места.
Продолжение беседы о весне.
В - Что с животными происходит весной?
Д - Поменяли зимние шубки на летние.
В - Заяц был зимой какой?
Д - Белый.
В - А весной?
Д - Серый.
В - Медведь зимой что делал?
Д - Спал.
В - А весной?
Д - Проснулся.
Воспитатель обобщает ответы.
В - Весной солнце светит ярко, дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. Весеннем лесу, как только растаял снег, сразу же появились цветы.
-А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?
Д - Подснежник.
В - Послушайте стихотворение о подснежнике.
Самый первый
Самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
В - В лесу, когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются- подснежники. Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Мы называем его первоцветом.
В – Но подснежник не единственный цветочек, который радует наши глазки ранней весной. А какие ещё вы знаете первые весенние цветы?
Д – Одуванчики, мать и мачеха, ландыши.
В -Самое замечательное, самое первое растение – это мать-и-мачеха.
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). Желтая головка похожа на одуванчик, цветочные стебельки покрыты желтоватыми чешуйками. У этого растения сначала появляются цветы, а после, как цветочки отцветут, появляются листья. Одна сторона листочка – мягкая, тёплая, бархатная, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
- А ещё первоцветами называют ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После цветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.
- А вот стихотворение ещё про один первоцвет. Послушайте.
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос одуванчик –
Первый, молодой
У него, чудесный
Золотистый цвет
От большого солнца
Маленький портрет.
- Этот цветок похож на солнышко. У одуванчика листья длинные, с зубчиками, растут вокруг цветка. А стебель длинный и гладкий. Цветочки желтые, пушистые, а потом они превращаются в пушистые шарики. Пушинки разлетаются от малейшего дуновения ветерка - это семена – детки летят в разные стороны.
В - А сейчас мы с вами соберем букет из весенних первоцветов. У каждого из вас на столе лежат картинки первоцветов, вам нужно собрать цветочек.
Дидактическая игра «Сложи цветок»
Дети садятся за столы, воспитатель, предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей.
Заключительная часть.
В - О каком времени года мы сегодня говорили?
Д – о весне, о перелетных птицах, о первоцветах.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
В - Наше занятие подошло к концу. Вы много знаете, молодцы.
— Вы очень хорошо сегодня отвечали, были дружными и активными. Молодцы.