Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в средней группе «Травница в гостях у ребят» к Дню лекарственных растений
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» в средней группе «Травница в гостях у ребят» к Дню лекарственных растений
Программные задачи: формировать основы экологической культуры воспитанников в процессе ознакомления с растительным миром, представления детей о лекарственных растениях нашего края, их целебных свойствах, о роли растений в природе и их пользе для здоровья человека, о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, правилах их сбора. Приобщать детей к народным традициям по сбору лекарственных растений. Упражнять в простейших способах использования некоторых лекарственных растений при оказании первой помощи, побуждать обращаться за помощью к природе в целях сохранения и укрепления здоровья. Обогащать словарь детей словами «целитель», «травница», «лечебные», «целебные», «лекарственные», «фитотерапия». Развивать связную речь детей. Закрепить знания детей о безопасном поведении, умение правильно вести себя в природе. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к своему здоровью.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Травница в гостях у ребят“ к Дню лекарственных растений» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Травница
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Материал: атрибуты для костюма Травницы, букет из сухих лекарственных растений, лукошко, иллюстрации лекарственных растений, картинки к дидактической игре «Найди лишнее», предметные картинки лекарственных растений и ситуативные символы различных заболеваний к игре «Подбери растение от болезни», листья подорожника, вода, условные знаки «Правила сбора лекарственных растений».
Начало занятия:
Дети выходят на участок детского сада. Их встречает воспитатель в образе Травницы с букетом сухих трав.
Травница: Здравствуйте, ребята. Я Травница.
Дети здороваются.
1. Проблемные вопросы «Кто такая Травница?», «Что это за букет?»
Задача: активизировать мыслительную деятельность детей.
Травница: Как вы думаете, кто такая Травница? Чем она занимается? (ответы детей)
Травница: Травница – это человек, который занимается сбором лечебных трав и приготовлением целебных отваров из них. У меня в руках не просто букет их сухих растений. Это целебные или лекарственные растения. Лекарственные растения – это растения, которые применяются для профилактики и лечения заболеваний человека и животных. Система лечения лекарственными растениями называется фитотерапия.
Дети повторяют слова «травница», «профилактика», «лечебные», «целебные», «лекарственные», «фитотерапия».
2. Чтение отрывка из стихотворения «Зелёная аптека» Татьяны Гостюхиной
Задача: закрепить понятие «зеленая аптека».
Травница: Еще лекарственные растения называют «зеленой аптекой».
Травница читает:
В день чудный солнечный
Лекарства собираю.
Ходить на луг люблю я:
Растений много знаю.
Зелёная аптека.
Здесь всё как на ладони.
Живая картотека:
Ромашка, клевер, донник…
От болей и простуды,
От нервов и ломоты –
От всяческих недугов
Мы выберем здесь что-то.
Заварим в день ненастный
Чай, собранный с любовью.
И травок дух прекрасный
Даст силы и здоровье.
Ход занятия:
1. Рассказ Травницы «Лекарственные растения нашего края»
Задача: формировать представления детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах, о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Травница: Многие лекарственные растения вам знакомы. Они растут у нас на территории детского сада. О некоторых из них я вам расскажу.
Во время рассказа о лекарственных растениях Травница выставляет иллюстрации лекарственных растений.
2. Дидактическая игра «Найди лишнее»
Задача: закрепить название лекарственных растений, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
3. Игра в парах «Подбери растение от болезни»
Задача: закрепить представления детей о целебных свойствах лекарственных растений, о роли растений в природе и их пользе для здоровья человека.
Материал: предметные картинки лекарственных растений и ситуативные символы различных заболеваний.
Травница предлагает поиграть с лекарственными растениями.
Ход игры: дети делятся на две группы. Одной группе раздаются картинки лекарственных растений, другой – ситуативные символы. Задача игроков – составить пары «растение – символ».
Травница помогает детям составить пары:
Ромашка – болит горло
Крапива – открытая рана
Подорожник – ссадина
Тысячелистник – кровотечение из носа
Одуванчик – высокая температура
Лопух – боль в ногах
Мать-и-мачеха – нос, насморк
Пастушья сумка – травмы
Иван-чай – успокаивает, сон
Василек - желудок
Символы – простудился, заболел живот, ссадина, помогут успокоиться (ты расстроился)
4. Практическое упражнение «Помоги кукле»
Задача: упражнять в простейших способах использования некоторых лекарственных растений оказания первой помощи.
Мальчик поранил коленку, другой ребенок оказывает первую помощь, используя листья подорожника, предварительно помыв их водой.
5. Физкультминутка «Целебное лукошко»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
В руках у Травницы «целебное лукошко» с картинками лекарственных растений. Она предлагает детям назвать их. После этого расставляет иллюстрации по группе. Дети – бабочки летают по группе. По сигналу «Раз, два, три к ромашке (подорожнику и т. д.) лети!» дети подбегают к указанному растению. Игра повторяется. Дети могут быть жучками (другими насекомыми) – ползать по группе.
6. Загадки Травницы
Задача: закрепить умение выделять существенные признаки растения, развивать любознательность.
Травница: Я рассказала вам про лекарственные растения. Отгадайте мои загадки про растения:
Стоит кудряшка-
Белая рубашка-
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
Ты растение не тронь,
Жжется больно, как огонь. (крапива)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. (подорожник)
В самый летний зной
Гуляю в шапке пуховой.
Но знаю про себя, друзья,
Что «эликсиром жизни»
С древности считают все меня. (одуванчик)
Знаменит он не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными
То мягкими и теплыми. (мать-и-мачеха)
Он растет на тонкой ножке
В синей ситцевой одежке,
Ты всегда его найлешь,
Там, где в поле зреет рожь. (василек)
7. Хороводная игра – закличка «Лето теплое, лето красное!»
Задача: приобщить детей к народным традициям по сбору лекарственных растений.
Травница: Много целебных растений выросло в нашем краю. Каждое растение принято собирать в определенные сроки, чтобы сохранить его целебные свойства. Обычно сбор начинают после древнего народного праздника Купалье, который у нас в Беларуси празднуется в ночь с 6 на 7 июля. Этот праздник посвящен расцвету сил природы. Древний народ считал, что именно в такую ночь Матушка-Земля отлает травам всю свою целебную силу. Чтобы земля отдала свою силу люди пели ей песни-заклички, обращались к различным явлениям природы – солнцу, дождю и т. д.
Предлагаю поиграть в игру-закличку.
Дети становятся в круг, выполняют движения в соответствии с текстом:
Лето теплое, лето красное! (идут по кругу, взявшись за руки)
Солнце доброе, солнце ясное! (поднимают руки вверх, машут ими)
Соком полниться зелена трава, (наклоняются вперед, машут руками Собирать, сушить уж ее пора! внизу)
А мы травушку собираем (идут по кругу и «срывают травы»)
Да на зимушку припасаем!
От болезни нас охранит она, (идут по кругу, взявшись за руки)
Нам здоровья даст, (обнимают себя за плечи)
Силушки сполна. (сгибают руки в локтях, сжимают кулачки)
8. Правила сбора лекарственных растений
Задача: формировать представления о правилах сбора лекарственных растений.
Травница: Чтобы заготовить лекарственные растения, надо соблюдать правила их сбора.
Травница выставляет условные знаки «Правила сбора лекарственных растений» и объясняет их значение.
Правила:
- Собирай только те лекарственные растения, которые знаешь;
- Не вырывай лекарственные растения с корнем;
- Соблюдай сроки сбора лекарственных растений;
- Собирай лекарственные растения в небольшом количестве, не срывай все листья или цветы с одного куста;
- Не собирай лекарственные растения около дорог и промышленных предприятий;
- Собирай лекарственные растения в сухую погоду;
- Не суши лекарственные растения на солнце.
Травница: Запомните эти правила.
Окончание занятия:
Вопросы к детям:
- Что значит «лекарственное растение»?
- Какие лекарственные растения растут в нашем детском саду?
- Про какие лекарственные растения я вам рассказывала?
- Кто запомнил, что лечит подорожник? одуванчик? лопух?
В конце занятия Травница предлагает детям выйти на прогулку и найти самостоятельно лекарственные растения на участке детского сада о которых узнали на занятии.
По возвращении в группу, Травница угощает детей витаминным чаем.