Ирина Малютина
Конспект занятия в средней группе по экспериментированию на тему «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : познакомиться с объектом неживой природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.
Задачи: расширять представления детей о воздухе с помощью экспериментов, продемонстрировать такие его свойства, как: отсутствие цвета и формы, лёгкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по экспериментированию на тему „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Опытным путё м подтвердить следующие заключения: воздух не имеет цвета, поэтому нам его не видно, но его можно ощутить, если заставить его двигаться. Увидеть воздух можно под водой – это пузыри, у воздуха нет своей формы, он заполняет пустые пространства.
Оборудование: прозрачные стаканы с питьевой водой, трубочки для коктейля, пустая бутылочка, надутый шарик, стеклянный прозрачный стакан, вата, таз с водой, веера из бумаги, мандарин.
Ход занятия.
Воспитатель собирает детей возле себя и сообщает, что к ним в гости сегодня пришел Буратино. У Буратино была энциклопедия о неживой природе, но Буратино растерял все страницы. Он не знает, что такое воздух и просит детей все ему рассказать, и вернуть страничку о воздухе в свою книгу.
Воспитатель подводит детей к столику, на котором лежат заранее приготовленные веера из бумаги.
Воспитатель: -Ребята, сейчас мы вместе с вами мы проведём несколько интересных экспериментов. Но сначала, давайте расскажем Буратино, что находится вокруг нас?
Дети: -Столы, книги, полки, игрушки, стулья, шкаф, ковер и т. д.
1. Эксперимент с веером.
Воспитатель: -Правильно, ребята. Достаю веер и начинаю легкие взмахи. Ребята, что вы чувствуете сейчас?
Дети: -Ветер.
Воспитатель:- Правильно, открывайте глаза и посмотрите, что я сделала. Начинаю взмахи веером интенсивней. Ребята, что появилось?
Дети: -Ветер.
Воспитатель: -Он сильнее предыдущего?
Дети: -Да.
Воспитатель: -А как вы думаете почему?
Дети: -Вы стали сильнее махать веером.
Воспитатель: - Правильно, чем сильнее я машу веером, тем сильнее появляется ветер. Когда я махала веером, то я заставила двигаться воздух. Значит, вокруг нас находится воздух, а мы его не видим и не замечаем.
Воздух это то чем мы дышим. Он необходим всему живому и животным, и растениям. Даже когда мы спим, мы дышим. Возьмите веера и помашите ими сначала медленно, а потом быстро-быстро. Дети машут веерами, экспериментируя с движением воздуха.
2. Эксперимент с ватой.
Воспитатель: -Значит вокруг нас есть воздух, давайте мы все вместе вдохнём глубоко через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь кусочек ваты и дуньте быстро на неё. Что произошло?
Дети: -Комочек упал, улетел.
Воспитатель: -А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух необыкновенный, он движется!
Воспитатель:- Ребята, давайте поиграем в игру «Тучка летит». В ходе игры дети наблюдают, как воздух может надувать простыню.
3. Опыт со стаканом и бутылкой.
Воспитатель: -Давайте еще посмотрим, что можно делать с воздухом? Приглашает детей провести следующий опыт с пустым стаканом.
-Воспитатель: ребята, а вы видите воздух?
Дети: -Нет.
Воспитатель: -Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: -Воздух прозрачный, он невидимый.
Воспитатель: -Ребята, а хотите увидеть воздух? Почему мы не видим воздух? Где может быть воздух? Как вы думаете, в стакане воздух есть? Ответы детей. (Даю детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух).
Опыт 1: Воспитатель:- Пустой стакан опускаем в таз с водой так, чтобы он не заполнялся водой. Почему вода не попадает, что ей мешает?
Дети: -Воздух.
Вывод: в стакане есть воздух.
Опыт 2: Воспитатель: -Ребята посмотрите, что у меня в руках?
Дети: -Бутылочка.
Воспитатель: -А в ней что-нибудь есть?
Дети: -Нет.
Воспитатель: -А давайте проверим. Опускаем бутылочку в воду и медленно наклоняем её в сторону. -Что произошло?
Дети: -Появились пузыри и бульканье. Воздух выходит на поверхность воды в виде пузырьков.
Вывод: -Воздух наполняет пустые ёмкости.
Воспитатель: -А в стакане с водой есть воздух, давайте проверим?
Сейчас мы расскажем Буратино, что-то интересное! Открываю накрытые стаканы с водой, достают трубочки для коктейля.
Воспитатель– Возьмите трубочки, опустите их в воду и подуйте. -Что изменилось?
Дети: - Появились пузырьки.
Воспитатель:– Правильно. Это воздух, который вы выдуваете из себя и он через воду, поднимается наверх. Это значит, что воздух легче, чем вода. Наш воздух не остаётся на дне или в воде. Он стремится вверх. Он лёгкий и не может удержаться в воде и пузырьками поднимается вверх.
Оказывается, воздух находится кругом. Мы его не чувствуем, не замечаем, а он вокруг нас и даже заполняет пустые ёмкости.
Воспитатель:- А сейчас, давайте, поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница» .
Воспитатель: -А теперь, ребятки, закройте глаза и носиком вдохните. Вы что-нибудь почувствовали?
Дети: -Нет.
Разрезаю быстро мандарин. -А сейчас, ребята, запах изменился?
Дети: - Да, изменился запах.
Воспитатель: -Откройте глаза и посмотрите, что я сделала? Правильно, я разрезала мандарин и воздух изменил запах. Воздух может наполняться любыми запахами. Мы его не видим, но можем чувствовать.
Воспитатель: -Вот мы нашему Буратино-растеряшке все рассказали и показали про воздух. Давайте ему на прощание подарим не только страничку в книгу о неживой природе, а кое-что интересное! Достаю воздушный шарик. Ой, Ребята, а как же надутый шарик Буратино положит в свой мешочек, ведь мешочек маленький, а шарик большой? Что же нужно сделать?
Дети:- Нужно сдуть шарик.
Спускаю воздух и показываю, что шарик становится меньше. Дарим шарик Буратино и фотографии проведенных опытов.
- А сейчас, дети, давайте вместе с Буратино потанцуем и послушаем песенку!
Слушание песенки с движениями «Шарики воздушные».
Буратино благодарит детей за интересные и познавательный опыты с воздухом, за то, что ребята вернули страничку о воздухе в книгу.
Рефлексия:
Воспитатель: -Итак, сегодня мы с вами познакомились с воздухом.
Какой он, расскажите?
Дети:- Воздух лёгкий, он прозрачный, мы его не замечаем, он без запаха, его можно увидеть в воде в виде пузырьков, почувствовать, если он наполнен какими-либо запахами.
Воспитатель: -Молоды, ребята! Надеюсь Буратино было с нами интересно. Давайте, расскажем ему стихотворение о воздухе!
Стихотворение Крынина О.
«Свежий воздух»
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней.
Воспитатель и дети: - До свидания Буратино! Приходи к нам еще!