Лариса Чунарева
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область Познавательное развитие – ознакомление с окружающим миром Согласно ФГОС ДО
1.2 Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная Согласно ФГОС ДО
II. Методическая информация
Публикация «Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
1. Тема образовательной деятельности «Зимние забавы»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
2. 1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания:
Рассказ (знакомство с русскими народными играми и развлечениями в зимнюю пору)
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
Наглядность: (закрепление знаний детей о характерных признаках зимы, свойств снега)
Практические методы:
Экспериментирование: (закрепление знаний о свойствах снега)
2.2 Методы и приемы, характерные для специфических видах деятельности Словесная игра «Какая зима?» (холодная, снежная, ветреная, морозная, волшебная, сказочная, вьюжная)
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие : беседа о времени года «Лето», «Зима» (закрепление знаний о характерных признаках зимы и лета)
Речевое развитие : словесная игра «Какая зима?» (расширение словарного запаса)
Физическое развитие : физминутка «Снеговик» (развитие двигательной активности – музыкальное сопровождение)
4. Возрастная группа : Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
5. Цель: Формирование представлений детей об истории зимних забав.
6. Задачи: Планируемые результаты:
6.1. познакомить детей с историей зимних забав. знает историю зимних забав
6.2. закрепить знания детей о характерных признаках зимы и лета; знает характерные признаки зимы и лета
6.3. закрепить знания о свойствах снега.
знает свойства снега
6.4. расширить словарный запас по теме «Зима» владеет словарным запасом по теме «Зима».
6.5. развивать познавательную активность детей через исследовательскую деятельность владеет самостоятельной практической деятельностью
6.6. воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения умеют слушать друг друга, не перебивая, проявляют дружеские взаимоотношения.
7. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Демонстрационный материал: игрушка - Незнайка, карточки – операторы «Зима», «Правила поведения в лаборатории»;
иллюстрации к рассказу «Зимние забавы», картина «Лето», музыкальная запись физминутки «Снеговик», доска, ноутбук, мольберт; сода, соль, вода, жидкое мыло – материал для экспериментирования.
Раздаточный материал: мерные стаканчики с маркировкой, емкость для замешивания теста, ложки, доска для лепки
8. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Беседа на тему: «Пришла зима», о зимних забавах и играх, чтение художественной литературы о зиме, дидактическая игра «Какое время года?», наблюдение за снегом, рассматривание иллюстраций на тему «Зимние забавы», «Что мы делаем зимой».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I Вводная
часть 4 мин
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам сегодня пришел?
Дети: Незнайка
Воспитатель: Что он нам принес. (Дети рассматривают картину с изображением лета.)
- Давайте посмотрим на картинку и подумаем, что на ней изображено?
Дети: Лето
Воспитатель: Лето, а почему вы так думаете, что это лето?
Дети: Потому что дети одеты в летнюю одежду, трава зеленая, цветут цветы, летают бабочки.
-А сейчас какое время года?
Дети: Зима Орг. момент
Дети под музыку входят в группу, на стульчике находят персонажа – Незнайку
1 мин
1.2 Мотивация деятельности детей - Ребята, а вы знаете, где живет Незнайка? (в Цветочном городе)
- Правильно ребята, а в Цветочном городе всегда лето, и наш Незнайка никогда не слышал про зиму.
-Давайте мы ему расскажем? (давайте) 1 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) - Пройдем к нашим картинкам - операторам и расскажем Незнайке про зиму. Ребята, какие признаки зимы мы уже знаем?
- Что мы можем рассказать Незнайке про зиму? (дети перечисляют признаки зимы по картинкам)
• холодно, морозно;
• идет снег, кругом сугробы;
• солнце светит, но не греет;
• дует холодный ветер;
• деревья и кусты без листьев;
• люди ходят в теплой одежде. 2 мин
II. Основная часть: 13 мин
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний -Молодцы, ребята, мы вспомнили признаки зимы, а какая же еще бывает зима?
Словесная игра «Какая зима?»
-Давайте мы подарим зиме словечко, мы будем передавать по кругу снежный комочек и скажем по одному определению, какая у нас бывает зима.
Дети: холодная, ветреная, волшебная, сказочная, снежна, колючая, морозная, белая
Воспитатель: Мы с вами рассказали Незнайке, какая бывает зима, а может кто то из вас хочет рассказать стихотворения про зиму? А Незнайка послушает?
Ребенок: Зима волшебной маскою,
Заходит к нам в дома.
Веселой, доброй сказкою,
Нам кажется зима! 2 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: спасибо большое за стихотворение. Мы рассказали Незнайке про зиму а вы хотите узнать, в каике игры играли ваши дедушки и бабушки, когда были совсем маленьким?
Дети: да.
- Раньше, благодаря долгим и снежным зимам, существовало множество зимних игр, состязаний и развлечений. А о каких зимних развлечениях мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Тяжело нам в них ходить
По асфальту летом,
Но легко по льду скользить
Нам зимой при этом.
Дети: коньки
Воспитатель: правильно, катание на коньках, было любимым развлечением у ребят. Коньки были известны с давних времен. Их делали из костей животных, но применяли редко из-за определенных неудобств, связанных с выбранным материалом. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавы. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозья, кататься на льду стало легче. Царь Петр I усовершенствовал их конструкцию, прибив коньки прямо к сапогам.
С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад.
Дети: санки
- Катание на санях. Катались на дровнях, катались на дощечках, катались на салазках и ладейках. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с горы с хохотом и визгом.
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
Дети: лыжи
- Катание на лыжах. Однако старые лыжи были несколько другой конфигурации, чем те, что используются сейчас — они были меньше в длину и больше в ширину, являясь более приспособленными к переступанию, чем к скоростному катанию. А на огромных снежных пространствах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть пищу и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Так что лыжи использовались не только в качестве развлечений, а скорее всего, как способ передвижения.
- Вот ребята мы познакомились с некоторыми зимними забавами, в которые любили играть ваши бабушки и дедушки. И мы видим, что первые санки, коньки и лыжи отличаются от современных. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Снеговик» с музыкальным сопровождением) 6 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания - А одной из самых веселых и популярных зимних забав с незапамятных времен являются снежки. Первое, что обычно делали дети, как только первый снежок прикрывал землю, — лепили комочки и с радостью запускали их в спину друзьям. Строили снежные крепости. Ребята, а вы хотите слепить снежные комочки? (да)
-Тогда давайте пройдем в нашу Лабораторию. Вспомним правила поведения в лаборатории:
• Не кричать
• Не трогать без разрешения предметы
• Работать только на своем месте
• Не пробовать на вкус
• Соблюдать осторожность
Но так как снега у нас в группе нет, чтобы слепить снежные комочки, мы его добудем сами из подручных материалов, которые можно встретить в каждом доме на кухне, или спросить у мамы. Нам понадобиться:
Сода
Соль
Жидкое мыло
Вода
Берем стаканчик с содой, высыпаем в нашу миску, затем стаканчик с солью, с жидким мылом и выливаем воду. Размешиваем хорошо ложкой и получаем вот такой снежный ком. Давайте его рассмотрим и скажем, похож наш ком на снег?
Дети: да
Воспитатель: давайте возьмем наши снежные комочки, вспомним, какие свойства снега мы знаем:
снег белый, пушистый,
блестит на солнце.
из снега можно лепить комочки.
снег хрустит под ногами. 5 мин
III. Заключительная часть 3 мин
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - Наши снежные комочки готовы, давайте положим их на тарелочки. А когда вы пойдете домой, вы заберете их с собой и расскажите своим родителям, как можно приготовить искусственный снег, и что вам для этого понадобиться? (соль, сода, вода, жидкое мыло)
-Ребята, а давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомили Незнайку, что мы ему рассказали? (про зиму, про снег, зимние забавы)
- Давайте скажем спасибо Незнайке, за картину, которую он нам сегодня принес, мы обязательно поместим ее в нашем уголке природы.
- Ребята, а что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что интересного вы узнали?
Воспитатель: А давайте мы не будем прощаться с Незнайкой, а пригласим его с нами на прогулку, и поиграем в зимние игры. 3 мин
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Игра в русские народные забавы на прогулке, создание альбома «Русские народные игры», Д/и «Зимние забавы», проект «Во что играли наши дедушки и бабушки зимой»