Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Насекомые — наши друзья и враги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям
«Ребенок и природа», «Изобразительное искусство»
в средней группе «Насекомые – наши друзья и враги»
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Насекомые — наши друзья и враги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Программные задачи: систематизировать представления детей об особенностях внешнего вида, пользе и вреде насекомых; развивать внимание, связную речь, логическое мышление, звукопроизношение; развивать интерес к конструктивной и творческой деятельности, закрепить способы конструирования из природного материала (скорлупа грецкого ореха, формировать умения анализировать конструкцию, развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: силуэт жука, иллюстрации с изображением насекомых, Планшет-листы «Кто где живет?», картинки к дидактической игре «Что лишнее?», микрофон, дощечки для пластилина, пластилин, скорлупа грецких орехов, силуэт ладошек.
Начало занятия :
1. Сюрпризный момент «Прилетел жук»
Задача: создать ситуацию новизны.
Дети входят в группу. Их встречает пчелка (игрушка). Пчелка приветствует детей.
1
2. Игра – приветствие «Маленькие жучки»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Жучок превращает детей в жуков. Дети стоят врассыпную и выполняют движения в соответствии со словами текста:
Маленькие жуки тут живут: («летают» по группе)
Здесь играют и поют, (прыгают на месте)
Здесь друзей себе нашли
И гулять с ними пошли. (шагают парами)
Жучки спорят и мечтают, (стоят парами друг против друга и выполняют наклоны влево-вправо, руки на поясе)
Незаметно вырастают. (приседают, медленно встают)
Жучки не сидят без дела. («летают» по группе)
Знания получают, трудятся умело. (имитируют чтение книги, «подметают» пол)
Ход занятия:
1. Загадки про насекомых
Задача: закрепить умение выделять существенные признаки предмета, развивать любознательность.
Воспитатель: У нашей гостьи есть много друзей. Кто они вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
Он работник настоящий,
Очень-очень работящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
Не зверь, не птица –
Нос, как спица.
Летит, пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (комар)
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает,
Над едой летает. (муха)
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила.
Хлопотливая… (пчела)
Всех жучков она милей,
Спинка красная на ней.
А на спинке кружочки.
Черненькие точки. (божья коровка)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
По мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет иллюстрации с насекомыми.
2
Воспитатель: Как можно назвать одним словом всех, кого вы видите на картинках? (насекомые)
2. Упражнение «Сравни насекомых»
Задача: упражнять в умении находить сходства и различия.
Вопросы к детям:
- Как вы жумаете, насекомые все одинаковые или разные?
- Чем они похожи? (у них 6 лапок, крылья, усики, туловище, хоботок, глаза)
- Чем они отличаются? (окраской, размером, образом жизни, внешним видом частей тела)
3. Рассказ воспитателя «Насекомые – наши друзья и враги»
Задача: систематизировать представления детей об особенностях внешнего вида, повадках, способах приспособления к среде обитания, пользе и вреде насекомых.
4. Упражнение на звукоподражание «Песенки насекомых»
Задача: упражнять в умении правильно произносить отдельные звуки в звикоподражательных словах.
Воспитатель предлагает детям спеть песенки насекомых :
- Показать, как звенит комар (з-з-з,
- Как жужжит жук (ж-ж-ж,
- Как стрекочет кузнечик (ц-ц-ц,
- Как шелестят крыльями бабочки (ш-ш-ш).
5. Планшет-лист «Кто где живет?»
Задача: закрепить представления об особенностях жизни насекомых в природе.
Детям предлагается графическое задание на планшет-листе «Кто где живет?». Воспитатель предлагает ребятам помочь насекомым найти свои «домики» - провести «дорожки».
3 4
После выполнения задания воспитатель уточняет у детей, кто где живет: муравей в муравейнике, божья коровка под листьями, паук на паутине, кузнечик в траве, бабочка на цветке, пчела в улье, стрекоза около водоема.
Воспитатель предлагает проанализировать ситуацию, когда, например, стрекоза попадает в муравейник. Хорошо ли это и чем хорошо для стрекозы? Плохо ли это и чем плохо для стрекозы?
Далее детям предлагается составить предложения про насекомых.
6. Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии со словами текста:
Мы шагаем друг за другом (идут по кругу)
Лесом и зелёным лугом. (идут на носках, руки в вверху)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (имитируют полет бабочек)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (кружатся)
Поднимайте плечики, (идут по кругу, поднимая плечи)
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок. (прыжки с продвижением вперед)
Сели, травушку покушаем, (приседания)
Тишину послушаем. (прикладывают руку то к одному уху, то к
Другому)
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (прыгают с ноги на ногу)
8. Дидактическая игра «Что лишнее?»
Задача: упражнять в группировке объектов по определенному признаку.
На доске картинки. Дети находят и называют лишний объект на картинке.
5
9. Игра с микрофоном «Что умеет делать?»
Задача: упражнять в подборе действий к объекту, закрепить представления о повадках насекомых.
У воспитателя в руках микрофон. Он задает детям вопрос, дети отвечают, передавая по кругу микрофон.
- Что умеет делать комар? (пищать, кусаться, летать, сидеть, махать крыльями, переносить болезни)
- Что умеет делать пчела? (жалить, жужжать, летать, махать, собирать нектар, делать мед, жить в улье, кружиться)
- Что умеет делать муравей? (переносить груз, ползать, строить муравейник, прятаться от дождя, шевелить усиками) и т. д.
- Кто из насекомых умеет летать? Прыгать? Жужжать?
10. Словесная игра «Опровержение»
Задача: развивать диалогическую речь, умение делать умозаключения.
Воспитатель приводит высказывание, а дети дают на него опровержение:
- Я думаю, что комары – это плохо, потому что они кусаются.
- Я думаю, что пчела – это плохо, потому что она жалит.
- Я думаю, что мухи – это плохо, потому что они разносят болезни.
- Я думаю, что бабочки – это плохо, потому что гусеницы бабочки-капустницы поедают капусту.
11. Продуктивная деятельность – Конструирование «Жук на ладошке» (из природного материала)
Задача: развивать интерес к конструктивной и творческой деятельности, закрепить способы конструирования из природного материала (скорлупа грецкого ореха, формировать умения анализировать конструкцию, развивать мелкую моторику рук.
Дети конструируют жука из скорлупы грецкого ореха с использованием пластилина.
6 7
Окончание занятия :
1. Логоритмическая игра «Жук»
Задача: развивать общую моторику.
Дети стоят врассыпную, в руках у них жучки. Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения:
Я – большой веселый жук. (легкий бег)
Знаю все сады вокруг. (бегут с жуком над головой)
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-Жу. (кружатся с жуком)
Я могу часами
Шевелить усами. (шевелят указательным и средним пальцами)
После игры дети прикрепляют жуков на силуэты ладошек.
Дети представляют свои работы,
8
2. Итог занятия :
Вопросы к детям:
Что нового узнали?
Какие насекомые являются полезными?
Какие насекомые приносят вред?
Какие задания были для вас трудными?
Какие игры вам понравились?
Совместно с воспитателем оформляют выставку для родителей.
9