Наталья Кучеренко
Конспект занятия в средней группе на тему «Жители тундры»
▼ Скачать +Заказ
Цель: расширить представления детей об особенностях жизни жителей тундры.
Задачи:Познакомить детей с образом жизни, бытом коренного населения Тундры, особенностями их одежды. Развивать интерес к познанию природы. Воспитать уважение к людям другой культуры.
Материалы: Изображения жителей Тундры, фотографии Тундры, их жилища, оленеводов, рыболовов и охотников.
Ход занятия.
Публикация «Конспект занятия в средней группе на тему „Жители тундры“» размещена в разделах
Воспитатель: «Ребята, посмотрите это глобус - маленький макет земного шара. Скажите какие цвета вы здесь видите? (ответы детей). А вы любите путешествовать? (ответы детей). Мы сейчас с вами будем путешествовать по Крайнему Северу. Там очень холодно, суровый климат, температура очень низкая. Здесь долгие суровые зимы, а лето короткое и холодное. Зимой здесь совсем не бывает солнца. Наступает полярная ночь. Полгода полярная ночь и полгода полярный день. Полярная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта. А полярный день — период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Зимой на Севере часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Давайте попробуем изобразить с вами метель»
Физкультминутка.
Дуют ветры ледяные, (Дети машут руками вверху)
Горы снежные крутые, (Руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали, (Ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли, (Обнять себя руками)
Он не мал и не велик (Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк. (Хлопнуть в ладоши на уровни груди)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Нас тут встречают жители Севера. Они граждане нашей большой страны. Здесь живут люди разной национальности: чукчи, ненцы и т. д. Несмотря на то, что они живут в сложных природных условиях, ни за что не променяют свою землю на что-то другое. Крайний Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.
Жители Тундры живут в домах похожих на палатки, называются они Чум. (Как называется дом жителей Тундра? Дети отвечают) Чум делают из жердей, а сверху покрывают сшитыми оленьими шкурами, а летом берестой. Чум хорошо защищает от ветра и холода. Легко собирается и разбирается.
Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Кто быстрее построит чум?» Воспитатель берет 2 обруча разного цвета и сообщает каждой команде у кого какого цвета «чум» (обруч). Команда должны запомнить свой цвет. Дети должны найти свой «чум», то есть встать вокруг обруча и всем соединить руки наверху. Выигрывает та команда, которая быстрее построит «чум».
Основное занятие жителей тундры - это оленеводство. Из оленевого меха они шьют себе одежду и обувь. Одежда называется малица, а обувь из оленьей шкуры называется пимы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем занимаются оленеводы? (ответы детей: выращивают оленей)
Северные олени нигде больше не могут жить кроме тундры, потому что они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а зимой он должны добывать себе корм из-под снега. Они разгребают копытами мох и достают мох. А если пить захотят, лижут снег. Оленеводы перегоняют стада с места на место, туда, где больше мха. А сами вслед за ними переезжают вместе с чумом. Помните, мы говорили о том, что чум легко собирается и разбирается.
Как вы думаете, зачем жителям нужны олени и какая от них польза? (ответы детей)
Многие народы Тундры издавна занимаются рыболовством. Что такое рыболовство? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, чем еще занимаются жители Тундры? (ответы детей)
Жители Тундры передвигаются по бесконечным заснеженным просторам на лыжах. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Тундры и на лыжи, на которых катаемся мы. Чем они различаются? (ответы детей)
Воспитатель: Они более короткие и широкие. Как вы думаете, почему? Потому что, на Севере людям приходиться ходить на лыжах по нетронутому и глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег.
Воспитатель: Ой, ребята, что-то холодно стало. Давайте согреемся! Игра с элементами массажа «В Тундре нашей мороз».
Итог занятия.
Воспитатель: Давайте вспомним, как живут коренные жители народов Севера, как они одеваются, чем они питаются, где они живут, как они передвигаются по снегу и какие основные занятия народов Тундры? (ловля рыбы, оленеводство, охота.) Что нового вы узнали? (ответы детей)
Наше занятие закончилось, и я хочу вас похвалить, что вы слушали меня внимательно!