Наталья Воронкова
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Орловское полесье»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: 1. Познакомить детей с национальным парком «Орловское полесье», его назначением, показать основные его ценности (богатый животный и растительный мир);
2. Формировать представление о заповеднике как месте, где богатую природу специально охраняют;
3. Закреплять знания детей о культуре поведения в природе;
4. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
Предварительная работа: - Беседы с детьми о нашем родном крае;
- Дети рассматривали карту и иллюстрации животного и растительного мира Орловской области;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Путешествие в Орловское полесье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- Д/и “Кто живёт в Орловском полесье”. Беседа о профессии лесничего.
Демонстрационный материал: карта Орловской области; иллюстрации животного и растительного мира; Аудиозапись «Звуки леса», песни «Край родной навек любимый».
Ход занятия
(Звучит аудиозапись песня «Край родной навек любимый», дети заходят в группу.)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцам и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.). Мотивация с сюрпризным моментом: появление воздушного шарика с письмом. (Стук в дверь.)
- Ой, ребята, к нам ещё один гость, который задержался. Это же шарик прилетел! Да он не простой! Посмотрим, что он нам принес? Это письмо, прочитаем его?
Воспитатель (читает письмо) : «Здравствуйте дорогие дети! Пишет Вам Старичок - лесовичок. У меня случилась беда: я составлял красную книгу, а животные перепутались с животными других стран. Я не могу справиться один. Мне очень нужна ваша помощь. Я посылаю вам волшебную палочку, которая поможет попасть в мой лес. Заранее благодарю Вас. Старичок-лесовичок».
- Ребята, а кто из вас знает, кто такой лесовичок? Что он делает в лесу?
Дети: Это человек, который охраняет и бережет лес. Следит за порядком в лесу, ухаживает и помогает животным и птицам, попавшим в беду, подкармливает их в зимние стужи и морозы.
Воспитатель: Как же в этой ситуации поступить?
Дети: Отправиться в лес и помочь.
Воспитатель: Тогда отправляемся.
Физкультминутка (звуки леса)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто нас встречает? (Лесовичок.)
Лесовичок: Спасибо, ребята, что пришли ко мне на помощь. Посмотрите на эти фотографии и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправимся? ( Ответы детей: в Орловское полесье). Правильно в национальный парк «Орловское полесье». А как вы думаете, для чего он был создан?
Дети: Чтобы сберечь природу, где все растения и животные находятся под присмотром у человека.
- Орловское полесье – очень красивое место. Там есть сосновые боры, березовые рощи, тихие озера, лесные ручейки. Природа Орловского полесья привлекательна в любое время года. Я приглашаю вас в национальный парк - Орловское полесье. У входа в парк Орловское полесье стоит статуя девушки, которая как бы приглашает всех людей зайти в парк и полюбоваться его красотой, а из-за спины у неё выглядывает доверчивый оленёнок, который надеется, что гости парка никого не обидят. А вы знаете как нужно вести себя в лесу? ( Ответы детей: не ломать ветки деревьев; не оставлять в лесу мусор; нельзя убивать насекомых; бережно относиться к диким птицам и животным и т. д.). В национальном парке люди посадили редкие растения, собрали редких животных, чтобы люди помнили о них, заботились и любовались. А каких животных и птиц из Орловского полесья вы знаете? (Зубр, Медведь, Страус - краткий рассказ детей по схеме.)
- Ребята, давайте сейчас поможем Лесовичку вернуть животных?
Дидактическая игра “Кто живёт в Орловском полесье”
Цель: Уточнить и обобщить знания детей о животных, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к животным, картинки с изображением животных, дети должны выбрать тех животных, которые живут в Орловском Полесье и прикрепить к картинке.
- Молодцы, вы всех нашли правильно. Теперь можем идти дальше. Дети подходят к дереву.
- Что это за дерево? (Ель.). Возле него стоит шкатулка из бересты.
Воспитатель: Ребята, вот шкатулка. Это Старичок-Лесовичок приготовил нам сюрприз. Давайте посмотрим, что там внутри.
Педагог открывает шкатулку. В ней лежат шишки с приколотыми к ним загадками.
– Смотрите, в шкатулке загадки. Постараемся их отгадать.
1. В белом сарафане встали на поляне, летели синицы, сели на косицы. (Береза.) 2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.) 3. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.) 4. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит. (Крапива.)
– Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете деревья и растения которые растут в Орловском полесье.
Воспитатель: А теперь, ребята отгадайте еще одну загадку: Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко любит морковку. (Заяц.)
- Давайте сядем за столы и сделаем зайчика, чтобы лесовичок отнёс его в Орловское полесье. (Дети делают зайчика.)
-А теперь давайте положим зайчиков в корзинку. Ребята, помогли мы Лесовичку? (ответы детей)
Воспитатель: Жаль, но нам пора возвращаться в группу, давайте скажем Лесовичку спасибо и до свидания.
Воспитатель: Закрываем глаза и произнесем волшебные слова: (звучит пение птиц). Ножкой топнем, в ладоши хлопнем. Покружимся, повернёмся, дружно за руки возьмёмся. Глазки закроем, скажем: «Пока!» В садик нам всем возвращаться пора. Открываем глаза. (Птицы перестают петь.)
Воспитатель подводит итог: - Вот мы и вернулись друзья, вам понравилось?
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в Орловском полесье). Сейчас я вам расскажу стихотворение.
Край родной, Орловское полесье, ты же наша гордость и краса!
Высоко взметнулись в поднебесье стройные могучие леса.
- Что вам запомнилось больше всего, о чем вы расскажете своим родным дома?
Всем спасибо и до свидания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:познание»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:«познание, труд, безопасность, коммуникация, социализация»
Программные задачи:
Образовательные:
— познакомить детей с составом земли (то по чему мы ходим) – камни, песок, глина, почва;
— познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
— формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека;
— упражнять в умении сравнивать, анализировать;
— формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
— активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная;
— учить детей работать парами, договариваться, формировать коммуникативные навыки;
— воспитывать любовь к природе;
— учить видеть необычное в обычном;
— формировать основы экологической культуры.
Материал и оборудование:
мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
вода, ложечки для воды;
салфетки;
трубочки для коктейля;
поднос для «создания» (смешивания) земли;
поднос с землей и проросшими побегами овса;
иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь, чтобы у вас было хорошее, веселое настроение, давайте улыбнемся друг другу и присядем на стульчики.
- Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наша группа – это второй ваш дом. Здесь вы проводите целый день: радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Так давайте же будем дружными, внимательными и будем помогать друг другу на занятии.
Воспитатель: Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать. Я прошу поднять правую руку тех, у кого есть любимое животное, левую руку тех, кому нравится помогать взрослым ухаживать за растениями. Пусть хлопнут в ладоши те, кому нравится пение птиц, возьмут себя за нос те, кто подкармливал их зимой.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы любите природу. А насколько вы ее знаете, я хочу проверить. Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку:
И топчут ее, и режут ее,
Она не серчает,
Добром отвечает.
Кто нам общая мать? (Земля).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. У слова земля много значений.
- Ребята, какие вы знаете значения слова земля?
Дети: Земля наша планета, в землю сажаем растения, когда моряки плывут долго и наконец они видят на горизонте… землю.
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить о земле, в которую можно что – то посадить, которую мы чувствуем под ногами, когда по ней ходим, ее по – другому называют почва.
- Почему землю называют «мать-земля» и говорят, что она всем «добром отвечает»?
Дети: На земле мы родились, живем и то, что мы едим растет на земле.
Воспитатель: Какая земля у нас под ногами — твердая или мягкая?
Дети: Твердая.
Воспитатель: А что землю делает твердой и из чего она состоит, мы с вами сегодня постараемся узнать.
- Кто знает, чем занимаюся исследователи?
Дети: Исследуют, наблюдают, проводят опыты.
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже станем исследователями и я предлагаю вам надеть фартуки и отправиться в нашу лабораторию. Сядьте по два человека за стол. (На столах стоят 3 мисочки – с песком, глиной, почвой).
Воспитатель: - Сначала давайте с вами вспомним правила безопасности при работе в лаборатории.
Дети: Внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу, не шуметь.
Воспитатель: Чтобы проводить опыты, нам нужно, чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить. Проведем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – самый большой (прижимаем каждый пальчик по-очереди,
Самый веселый и самый смешной,
Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,
Этот пальчик средний, ни первый, ни последний,
Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной,
Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
2. Экспериментирование (форма организации – парами)
Воспитатель: Ваша задача сегодня – работать вдвоем, договариваться о том, что нужно делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования, пока они накрыты салфетками.
- Снимите салфетки, что вы видите? (песок, глина, земля).
Воспитатель: Свои исследования мы начнем с изучения песка. Подвиньте к себе мисочку с песком. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга?
Дети: нет.
Воспитатель: Какие они?
Дети: разные по размеру.
Воспитатель: Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется?
Дети: да.
Воспитатель: Какой песок?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Дети: песчинки передвигаются.
Воспитатель: Почему они передвигаются?
Дети: потому что лежат отдельно друг от друга.
Воспитатель: Песчинки передвигаются потому, что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды, как вы думаете?
- Давайте проведем опыт. Возьмите баночку с водой и налейте немного воды в мисочку с песком.
Воспитатель: Куда делась вода?
Дети: впиталась.
Воспитатель: Какой стал песок? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?
Дети: Нет, сыпучий только сухой.
Воспитатель: Из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.
(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)
Воспитатель: По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь.
- Давайте сделаем вывод: какой песок? (песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, все они разные. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу).
Воспитатель: Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Потрогайте ее пальчиками, какая она?
Дети: Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.
Воспитатель: Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Хорошо ли вода проходит сквозь глину?
Дети: Она плохо проходит сквозь глину.
Воспитатель: Как изменилась глина?
Дети: Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.
Воспитатель: Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.
- Давайте сделаем вывод: какая глина? (глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя тяжело ходить, она прилипает к обуви, на ней можно поскользнуться. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.
3. Физкультминутка
РАЗ — и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА — и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!
ТРИ — сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
Воспитатель: Теперь садимся на свои места и продолжаем экспериментирование.
4. Продолжение экспериментирования.
Воспитатель: А теперь последняя мисочка. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Дети: (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)
Воспитатель: Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.
- Ребята, а вы поливаете растения?
Дети: да
Воспитатель: - А что будет с водой, если ее налить на почву?
Дети: впитается в почву.
Воспитатель: - А давайте это проверим. Налейте в мисочку с почвой немного воды. Что произошло?
Дети: (Вода впиталась, почва стала влажной, на поверхности видны пузырьки воздуха.)
Воспитатель: Да, вода впиталась. Ребята, вам понравился опыт? (да).
Воспитатель: - В почве обитает много жильцов. Какие? (черви, кроты, жуки). Чем они дышат? (воздухом). Давайте проверим, правда ли это?
У каждого на столе стоит стакан с водой, возьмите ложкой из мисочки комочек земли и опустите в стакан.
Воспитатель:- Что вы видите?
Дети: пузырьки воздуха.
Воспитатель:- Что это значит?
Дети: в почве есть воздух.
Воспитатель:- Да, действительно, вода вытеснила из почвы весь воздух, и появились маленькие пузырьки. Вот мы и проверили, что в почве есть воздух.
Воспитатель: - Итак, ребята, что мы можем сказать о почве? (Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения, в ней есть воздух. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений).
Воспитатель: Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.
Воспитатель: Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?
Дети: (Земля.)
Воспитатель: Все эти части необходимы земли. Молодцы, вы были хорошими исследователями.
Воспитатель: Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.)
- Если земля плодородная, то на ней растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты.
- Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает.
- Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле, только говорить давайте шепотом.
(Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани).
5. Игра «Откуда эта горсть земли?»
Повторить 2 раза.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем!
Описание игры.
На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. Подготовлены пакетики с разной по составу землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной почвой).
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.)
- Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега). Песок – пустыня, глина – дорога после дождя, почва- лес, сад, камни - берег моря, горы.
6. Заключительная часть.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, хорошо занимались.
- О чем мы говорили сегодня на занятии? Какие компоненты входят в состав почвы? (Ответы детей.)
- Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада.
- А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса — во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.)
- Смотрите, как вы думаете, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова? (ответы детей).
- Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.
Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового о земле, о ее свойствах. Вы были не только исследователями, но и волшебниками! Вам понравилось? Занятие окончено.