Нина Орлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница-вода» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе
на тему: «Волшебница-вода»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Волшебница-вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Образовательные задачи: Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать представление о значимости воды в жизни человека, в природе. Уточнить представления детей об использовании воды. Познакомить со свойствами воды. Обогащать и активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи: Развивать исследовательские способности у детей. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы. Развивать связную речь.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение работать сообща, желание участвовать в опытах. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование:
Пластмассовые стаканы, трубочки, молоко, сок, вода, салфетки, пенопластовые шарики, камушки (всё индивидуально для каждого ребёнка); капельки-эмоции; иллюстрации с изображениями облака, дождя, речки, свойств воды.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Где живёт вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде». Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап).
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
- Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, кто к нам ещё в гости пришёл! (показывает капельку) Кто это? Узнали?
Дети: Капелька!
Воспитатель: Да, друзья, это Капелька воды, а посмотрите какая она грустная. Что же случилось? Давайте послушаем её историю: Капелька совсем недавно появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. От этого ей совсем не весело. Капелька очень надеется на нашу помощь. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнём.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что капелька принесла с собой волшебную коробочку, а в ней карточки-капельки с загадками и их нужно отгадать.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель: Ребята, что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!
Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а где в природе мы можем увидеть воду?
Дети: В реке, море, океане, луже, ручейке (разные ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а Капельке любопытно, кому же нужна вода? Давайте с вами подумаем. (дети отвечают)
А нам, в детском саду, нужна вода? А для чего? (умываться, мыть пол, игрушки, поливать цветы, готовить обеды)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сказали всё правильно. Деревьям, птицам, животным, растениям, людям – всем нужна вода. А некоторые в ней живут – это рыбы. Без воды всё живое на свете погибнет.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Ребята, к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
Физкультминутка
Воспитатель: Пришло время нам с вами немножко отдохнуть, выходите ко мне!
(дети стоят рядом с воспитателем и выполняют упражнения)
К речке быстро мы спустились, (ходьба на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно, (круговые движения руками)
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой (прыжки на месте)
И отправились домой. (ходьба на месте)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а теперь давайте покажем Капельке, какими свойствами обладает вода. Ведь вода – это очень интересное вещество.
Я приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. (дети вместе с воспитателем подходят к столу, где всё приготовлено для опытов). Осторожно занимайте свои места.
Итак, приступим к нашей работе.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Ребята, перед вами два стакана: один с водой, а второй пустой. Возьмите в руки оба стакана и попробуйте, очень аккуратно, из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая.
Воспитатель: Ребята, а если бы вода была твёрдой, она могла бы течь в реках, ручьях? Нет.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать из одной посуды в другую. Если бы она не была жидкой, то не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Опыт №2 «Определение запаха воды»
Воспитатель: А сейчас возьмите стаканчики с водой и понюхайте её. Она пахнет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит вода не имеет чего? Запаха.
Вывод: мы с вами определили ещё одно свойство. Вода – не имеет запаха. (На доске вывешивается символ).
Опыт №3 «Тонет, не тонет»
Воспитатель: Ребята, на ваших тарелочках есть камушки и пенопластовые шарики. Возьмите, пожалуйста, в одну руку камушек, а в другую – пенопластовый шарик. Скажите, что тяжелее: камушек или пенопластовый шарик?
Дети: Камушек.
Воспитатель: Предлагаю вам сейчас аккуратно опустить в стакан с водой камушек, а затем опустить туда же шарик. Давайте посмотрим: что произошло с камушком? Он утонул. Почему? Потому что тяжелый. А что произошло с пенопластовым шариком? Он плавает на поверхности воды, потому что лёгкий.
Воспитатель: Тогда какой вывод мы можем сделать?
Вывод: тяжелые предметы в воде тонут, а лёгкие предметы плавают на поверхности воды.
Опыт №4 «Определение прозрачности воды»
Воспитатель: Теперь возьмите стакан с молоком и поставьте рядом со стаканом с водой. Как мы можем определить где у нас молоко, а где вода? Какого цвета молоко?
Дети: Молоко белого цвета, а вода бесцветная.
Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас возьмите камушки в руку и аккуратно опустите один камушек в стакан с водой, а второй – в стакан с молоком. Теперь посмотрите, в стакане с молоком камушек видно? Нет. А в стакане с водой? Видно.
Да, ребята, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное. А вода прозрачная и любой предмет, который будет находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.
Вывод: вода – прозрачная.
Опыт №5 «Определение вкуса воды»
Воспитатель: Ребята, теперь возьмите трубочку и попробуйте воду. Попробовали? Какая она? Вода имеет вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А сейчас аккуратно возьмите стаканчик с соком и попробуйте его. Попробовали? Какой он на вкус?
Дети: Вкусный, сладкий.
Воспитатель: Какой вкус он вам напоминает? Вкус яблока. А вода – не имеет вкуса. Но в жару, когда вам хочется пить, вы ведь пьё те воду и говорите: - Какая вкусная вода! Правда. Но ведь на самом деле вы вкуса её не ощущаете, а просто утоляете жажду.
Вывод: И поэтому у нас появилось ещё одно свойство. Вода – не имеет вкуса.
Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня на занятии мы очень многое узнали о воде и рассказали об этом Капельке.
А сейчас я прошу подойти вас ко мне (дети подходят к воспитателю).
Давайте ещё раз вспомним, что же мы сегодня узнали о воде. (Воспитатель показывает иллюстрации, а дети называют свойства воды: жидкая, не имеет запаха, не имеет вкуса, тяжелые предметы в воде тонут, а лёгкие предметы плавают на поверхности воды, прозрачная).
Ребята, посмотрите какая Капелька весёлая и радостная стала. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек – «капелек». Дружите с ними и берегите их! Спасибо за занятие!