Фания Ибряева
Конспект занятия для детей раннего возраста «В поисках солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «В ПОИСКАХ СОЛНЫШКА»
образовательная область «Познавательное развитие»
для детей раннего возраста
Выполнила: воспитатель Ибряева Ф. Р.
первая квалификационная категория
Оренбург, 2024 г
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация Примечание (дополните-льная информация к конспекту)
1. Ф. И. О. педагога Ибряева Фания Рафиковна
Публикация «Конспект занятия для детей раннего возраста „В поисках солнца“» размещена в разделах
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Вид деятельности детей Познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «В поисках солнышка»
2. Методы и приёмы реализации содержания занятия - Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается через игру, проблемную ситуацию проверить знания детей);
- Активизация деятельности в процессе занятия (создание проблемной ситуации, анализ, выводы);
- Организация практической деятельности детей (беседа, продуктивная, экспериментальная и конструктивная деятельности);
- Поддержание интереса у детей (ситуация выбора, планирование);
- Оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей).
3. Интеграция образовательных областей - Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
4. Возрастная группа Группа общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет.
5. Цель: Формирование сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования посредством кубиков Никитина
6. Задачи:
6.1 образовательные - уточнить и систематизировать знания детей о весенних сезонных изменениях в природе;
- формировать первоначальные представления детей о роли солнца в жизни животных, растений, человека;
- учить выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку;
- формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер;
- закрепить умение сравнивать количество предметов, используя слова один-много;
- упражнять в умении различать контрастные по величине предметы, обозначая результат сравнения словами большой-маленький;
- упражнять детей в умении собирать узор из кубиков Никитина по образцу и словесному описанию;
- формировать интерес к экспериментальной деятельности;
- закрепить умение выполнять дыхательные упражнения;
- учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования;
- закреплять названия основных цветов.
6.2 развивающие - развивать у детей познавательный интерес к природе;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать интерес к экспериментированию;
- совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- способствовать формированию мыслительных операций;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- развивать навыки самостоятельного проведения простых опытов, умения проводить наблюдения, размышлять, обобщать результаты, делать выводы;
- развивать коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге,
-принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
6.3 воспитательные - воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, ответственности, желание помочь;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей;
-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
7. Планируемые результаты:
7.1 образовательные - знают о весенних сезонных изменениях в природе;
- сформированы первоначальные представления о роли солнца в жизни животных, растений, человека;
- выделяют и объясняют признаки сходства и различия предметов, объединяют их в группы по общему признаку;
- сформированы представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер;
- сравнивают количество предметов, используя слова один-много;
- различают контрастные по величине предметы, обозначая результат сравнения словами большой-маленький;
- собирают узор из кубиков Никитина по образцу и словесному описанию;
- сформирова интерес к экспериментальной деятельности;
- выполняют дыхательные упражнения;
- используют в работе нетрадиционную технику рисования;
- называют основные цвета.
7.2
развивающие - развит познавательный интерес к природе;
- развита интонационная выразительность речи;
- развит интерес к экспериментированию;
- сформированы двигательные навыки и физические качества;
- развита мелкая моторика пальцев рук, речевое дыхание;
- развиты логическое мышление, память, внимание;
- способны к формированию мыслительных операций;
- развита познавательная активность, любознательность;
- развиты навыки самостоятельного проведения простых опытов, умения проводить наблюдения, размышлять, обобщать результаты, делать выводы;
- умеют общаться со взрослыми и сверстниками;
- развит интерес к нетрадиционному изображению на бумаге;
-принимают активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
7.3 воспитательные - доброжелательны, отзывчивы, ответственны, испытывают желание помочь;
- сформированы навыки здорового образа жизни;
- умеют слушать воспитателя и товарищей;
- испытывают интерес к экспериментальной деятельности;
- умеют взаимодействовать со сверстниками;
- сформированы дружеские взаимоотношения между детьми, занимаются сообща.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Игрушки «Петушок», «Мишка», «Белка», «Ежик», дерево, дидактическая игра «Кубики Никитина», ребристые и массажные дорожки, речка, 2 корзинки с красной и зеленой ленточкой, яблоки красные и зеленые, грибы большие и маленькие, шнур с прищепками на каждого ребенка, 2 тучки бумажные, тучки из поролона на каждого ребенка, тазики с водой, салфетки, солнышко, листы бумаги с нарисованными стеблями одуванчиков, втулки, краска желтого цвета, тарелки на каждого ребенка, мольберта.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Заучивание потешки «Солнышко- ведрышко», рассматривание картины «Весенние приметы», Д/и «Сложи узор», игра «Собери шарики», «Собери грибочки».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети сидят за столом, играют
Раздается голос петушка.
Воспитатель: Ребята, кто это кричит?
Дети: петушок.
Вношу игрушку петушка.
Воспитатель: Здравствуй петушок!
Ребята, поздороваемся с петушком.
Дети здороваются
Воспитатель: Какую песенку поет петушок?
Дети: Кукареку
Воспитатель: Ребята, петушок мне рассказал, что каждое утро он выходит во двор, поет свою песенку и встречает солнышко. Сегодня петушок тоже пел песенку, а солнышко так и не вышло. 1 мин
1.2 Мотивация деятельности детей Воспитатель : Что случилось у Петушка?
Дети: сегодня он вышел во двор, чтобы спеть свою песенку и встретить солнышко, а солнышко так и не вышло. 0,5 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Плохо без солнышка. Темно, холодно и людям, и животным. Как же быть?
Дети: Помочь петушку найти солнышко.
0,5 мин
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Идем искать солнышко?
Дети: да
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Расскажите, что бывает весной? Какие приметы весны вы знаете?
Дети: Солнышко светит ярко, тает снег, распускаются листочки, появляется первая зеленая травка, птички весело поют.
Воспитатель: Все верно, молодцы. Отправляемся на поиски солнышка.
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Шли, шли, и к речке пришли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно пройти через речку?
Дети: пройти по мостику
Переходят речку по «мостику» (ребристой дорожке)
Воспитатель: Посмотрите, что это за дерево?
Дети: ель
Воспитатель: Кто под елью плачет?
Дети: ежик.
Воспитатель: Здравствуй, ежик! Почему ты плачешь?
Ежик: Бежал, торопился, упал и рассыпал яблоки.
Воспитатель: Какого цвета яблоки?
Дети: зеленые и красные.
Воспитатель: Не переживай, мы тебе поможем собрать яблоки. Красные яблоки нужно собрать в корзину с красным бантом, а зеленые - в корзину с зеленым бантиком
Дети собирают яблоки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли ежику собрать все яблоки.
Воспитатель: отправляемся дальше искать солнце. Для этого нам нужно пройти по дорожке. Встаем друг за другом и шагаем по дорожке.
(идем по массажным дорожкам)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сидит на дереве?
Дети: белка.
Воспитатель: Что собрала белка?
Дети: грибы.
Воспитатель: Посмотрите на грибы, они одинаковые по размеру?
Дети: нет.
Воспитатель: Какие здесь грибы?
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель: Поможем белке собрать грибы?
Дети: да
Воспитатель: Выбирайте по одному грибу, большому или маленькому, и прикрепите его на веревку.
(каждый ребенок выбирает большой или маленький гриб и нанизывает его на соответствующую веревку (большие на одну, маленькие – на другую) при помощи прищепки).
Воспитатель: Сколько у белки грибов?
Дети: Много
Воспитатель: Сколько каждый из вас прикрепил грибов? (обратиться конкретно к нескольким детям)
Дети: Один
Воспитатель: Ребята, пойдем дальше искать солнышко?
Дети: да
Воспитатель: Посмотрите, кто здесь только проснулся?
Дети: медведь.
Воспитатель: Как вы думаете, почему он только проснулся?
Дети: наступила весна.
Воспитатель: Когда просыпаются, что делают?
Дети: зарядку.
Физминутка:
Вышел мишка из берлоги.
Раз и два поднял он ноги.
Сел, встал, сел, встал.
Лапки за спину убрал,
Покачался, повернулся
И немного потянулся.
Воспитатель: Как вы думаете, кто делает зарядку, какими становятся?
Дети: сильными
Воспитатель: Как думаете, мишка стал сильным?
Дети: да
Воспитатель: Посмотрите, мишка держит штангу. Положим на нее кубики такого же цвета.
Дети выкладывают кубики Никитина как на картинке, выбирая нужный цвет из 4 предложенных (синий, красный, желтый, зеленый)
Воспитатель: Мишка выдержал штангу, стал сильным?
Дети: да
Воспитатель: Что мы с вами ищем?
Дети: солнышко
Воспитатель: Ребята, позовем солнышко?
Дети: да
(дети вместе с воспитателем читают закличку)
Солнышко ведрышко!
Выйди поскорей!
Освети- обогрей!
Телят и ягнят
Еще маленьких ребят!
Воспитатель: Не появляется солнышко. 3 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: Как вы думаете, куда оно могло спрятаться?
Дети: улететь, за тучку …
(варианты ответов детей)
Воспитатель: Вот тучка. Где живет тучка?
Дети: на небе.
Воспитатель: Какого цвета тучка?
Дети: синего.
Воспитатель: Ребята, когда на небе появляются тучки, что потом бывает Дети: дождик
Воспитатель: Подойдите к столу, где лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какая тучка на ощупь?
Дети: мягкая, теплая, легкая, сухая.
Воспитатель: Что налито в тазике?
Дети: вода
Воспитатель: Опускаем в воду свои тучки. Тучки щечки раздувает, и водичку набирает. Посмотрите, как много воды собралось в губке!
Теперь скажите, какая тучка стала?
Дети: мокрая, тяжелая.
Воспитатель: Поднимите свою тучку-губку и отожмите.
Дети выполняют действие
Воспитатель: Что происходит?
Дети: из тучки льётся вода, идет дождь.
Воспитатель: капельки воды соберутся вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
Кладите губки на стол, вытирайте руки салфеткой и подходите ко мне.
Ребята, может быть солнышко за тучкой спряталось? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы посмотреть, там ли солнышко?
Дети: прогнать тучку
Воспитатель: Как вы думаете, что может прогнать тучку?
Дети: Ветер
Воспитатель: Мы можем сделать ветер?
Дети: да
Дыхательная гимнастика «Ветер»
Воспитатель: Сначала дуем на ладошку. Чувствуете какой ветерок? Теперь набираем через нос воздух и дуем через рот все вместе на тучку. Что происходит с тучкой?
Дети: она улетает.
Воспитатель: Что проявилось?
Дети: солнышко
Воспитатель: Какое солнышко по форме?
Дети: круглое.
Воспитатель: нарисуйте в воздухе пальчиком круг. Подойдите ко мне и нарисуйте круг на манке.
(дети рисуют по очереди круг)
Воспитатель: Ребята, солнышко мы нашли, но оно почему-то грустное?
Дети: у него нет лучиков.
Воспитатель: Ребята, мы с помощью кубиков сделаем лучики.
(из кубиков Никитина дети достраивают лучики).
Воспитатель: Посмотрите, наше солнышко улыбнулось, осветило все вокруг. Уронило солнышко
Лучик золотой
Вырос одуванчик, первый, молодой! 2 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Весной, как только выглянет солнышко, просыпается цветок, похожий на солнышко. Как вы думаете, что это за цветок?
Дети: одуванчик
Воспитатель: Какого цвета одуванчик.
Дети: желтый.
Воспитатель: Подойдите к столу, будем рисовать одуванчики. Но сначала подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Вышло солнце из- за тучи (руки поднимаем вверх, пальцы, растопыренны в разные стороны.
Смотрит в нашу комнату (ладонью правой руки делаем «козырек»)
Все захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку! (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать одуванчик необычным способом- втулкой. Я беру втулку, окунаю в тарелку с желтой краской, прикладываю её на лист бумаги расстриженной стороной, и таким способом рисуем на верхушке стебля одуванчик.
Рисование детьми одуванчиков
Воспитатель: Молодцы, какие красивые одуванчики!
Воспитатель: Солнышко мы нашли, нам пора возвращаться в детский сад.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель : Что мы сегодня делали?
Дети: Искали солнышко
Воспитатель: Расскажите петушку, кого вы видели, когда искали солнышко.
Дети: ежика, белку медведя.
Воспитатель: Что сделали для ежика?
Дети: собрали зеленые и красные яблоки
Воспитатель: Что сделали для белки?
Дети: развесили большие и маленькие грибы
Воспитатель: Что делали с медведем? Дети: зарядку
Воспитатель: Ребята, покормим нашего петушка зернами. Кому было легко сегодня выполнять все задания, насыпьте зерно на синюю тарелку, а кому было сложно выполнять задания – на красную. 1 мин
IV.
4.1 Определение перспективы дальнейшей деятельности. Игры с петушком в различных центрах.