Ксения Вишнякова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Изучение свойств воды и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.
Тема: Изучение свойств воды и песка
Цель: создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности и интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления и изучения песка, как с природным материалом и его составом, и водой, которая имеет взаимосвязь с песком.
Задачи:
- систематизировать знания детей о песке и воде и их свойствах.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Изучение свойств воды и песка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
- дать элементарные представления о свойствах очистки воды.
- воспитывать бережное отношение к природе -воспитывать чувство ответственности и работы сообща
Материалы и оборудование: песок, вода, разные ёмкости, стаканы, растительное масло, ватные диски, воронки, пипетки.
Методы и приё мы:
- беседа - наблюдение - создание проблемной ситуации - игровая -совместная деятельность с детьми.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Предварительная работа: Беседа о свойствах песка и воды, проведение элементарной опытно- экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы.
Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход занятия:
Вводная часть занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята! У нас сегодня не очень обычное занятие, к нам пришли гости, посмотреть на вас. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, веселое)
Воспитатель: Замечательно! Давайте встанем в круг, улыбнемся и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дети становятся в круг.
Введение в игровую ситуацию. Посылка с мешочком, в мешочке песок
Воспитатель. Ну что ребята, приступим к исследованию?
Дети: Да, начнём.
Воспитатель: Посмотрите волшебный мешочек, вы должны его аккуратно пощупать и угадать, что находится внутри него?
Воспитатель даёт детям потрогать на ощупь мешок с песком и выслушивает варианты ответов. Воспитатель читает загадку:
Из камней он появился,
Зё рнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то-речной.
Отгадайте, кто такой! (Песок).
Дети: это песок.
Воспитатель: Правильно ребята! Это песок. Скажите, какими свойствами обладает он?
Дети: Песок сыпучий, он состоит из мелких песчинок. Когда он сухой он сыпется, а когда влажный, из него можно лепить фигурки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, на берегу моря, в песочнице и т. д.
Воспитатель: Ребята, займите свои рабочие места в нашей лаборатории. У каждого из вас на столе есть необходимое оборудование для исследований. Сейчас мы с вами проведем ряд экспериментов
Воспитатель: Перед тем, как преступить к работе, вспомним правила безопасности.
Дети: В лаборатории нельзя кричать, махать руками, пробовать на вкус все что находится в лаборатории.
Воспитатель: Правильно ребята! Садимся за стол.
Опыт N 1 "Создание барханов"
Воспитатель: Дети, песок - это кусочек камня. Камень под воздействием ветра и дождя разрушается и получается песок. Вы уже перечислили, где можно встретить его. Но на нашей планете существуют ещё места, где много песка. Как вы думаете где?
Дети: В пустыне. Пустыня-это огромная территория, где всё покрыто песком.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите на экран (или фото показать.)
Рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы)
Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы детей, но не комментируются)
Воспитатель: Дети, перед вами лежат в контейнерах песок и трубочка. Возьмите её и подуйте на песок, не сильно, но довольно долго. Что с ним происходит?
Правильно, он перемещается. Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. И что же мы увидим?
Дети: ответы.
Воспитатель: У самого "добросовестного " ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Называются эти песчаные бури барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так с помощью ветра песок путешествует в пустыне. Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ветер перемещает песок с места на место и так появляются барханы, песчаные горки.
Ребята, а где мы ещё можем увидеть движение, сыпучесть песка?
Дети: Сыпучесть песка применяют в песочных часах.
Воспитатель показывает фото песочных часов.
Воспитатель: Правильно ребята, песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
(проводится физкультминутка)
Это лёгкая забава-
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно-
Там стена, а там окно. (повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать (приседания)
А теперь ходьба на месте.
Это тоже интересно. (ходьба на месте)
Воспитатель: Отдохнули, ну а теперь продолжаем исследование дальше.
Опыт N 2 "Волшебная водичка
Воспитатель: В следующем опыте мы будем наблюдать за растительным маслом и водой. Но для начала давайте вспомним, какая бывает вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Сейчас я предлагаю вам подружить воду с маслом?
Для этого возьмите стакан воды, добавьте туда с помощью пипетки масло. Размешайте всё вместе и посмотрите, что произошло? Подружились ли масло и вода?
Дети: масло всплывает.
Воспитатель: Масло всплывает на поверхности воды, потому что оно легче неё. Масло и вода-это две жидкости, которые вместе не смешиваются. Вода тяжелее, чем масло.
Значит какой можно сделать вывод?
Дети: Масло легче воды и с водой не смешивается.
Воспитатель: Давайте попробуем очистить воду от масла с помощью песка.
Опыт N 3 «Чистка воды»
Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить воду от масла. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины, получился фильтр. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?
Дети: ответы
Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?
Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель: Где осталось масло?
Дети: Масло осталось в фильтре (песке и ватном диске)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Песок пропускает воду и с помощью фильтра, песка и ватных дисков очищает её.
Воспитатель: Здорово ребята, вы очень старались, молодцы!
На этом наши опыты закончились.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, какие опыты мы с вами сегодня провели?
Дети: мы научились делать барханы с помощью трубочки и песка. Смешали воду и масло и увидели, что вода тяжелее масла и они смешиваются друг с другом. И потом мы с помощью песка очистили воду от масла.
Воспитатель: Спасибо вам ребята.