Надежда Носикова
Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска
Конспект занятия по познавательному развитию
«Волшебный песок профессора Почемушкина»
Выполнила:
Носикова Надежда Викторовна,
воспитатель первой категории
Смоленск, 2023
Цель: - формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Задачи: - формировать познавательный интерес к окружающему миру; - уточнить представления детей о свойствах сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду); - развивать диалогическую речь; - развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы; - развивать коммуникативные навыки; - развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов; - воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Словарная работа: лаборатория, пробирка (колба, эксперимент, энциклопедия.
Материалы к занятию : сухой чистый песок, пластиковые контейнеры, стаканчики, вода, лупа, пластиковые ложечки, трубочки коктейльные, мука, масло детское (для тела, чаша, пробирки, подставки, мультимедийный проектор, лейка.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться: Меня зовут профессор Надя Любознайкина. В мире много интересного, В мире много неизвестного, Всё хотим на свете знать, Тайны мира раскрывать. А вы хотите стать учеными и заняться настоящими исследованиями? (Дети) А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку моего юного помощника профессора Почемушкина.
Включается экран: 1слайд. Профессор Почемушкин: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! 2 слайд. Профессор Почемушкин: Вот моя загадка, будьте внимательны. Летел, спешил к нам паровоз, он кое-что в Смоленск привез. В вагоне почтовом из города Сочи. Посылка для сада доставлена срочно. В посылке - сыпучий, шуршащий, недавно в прибое у моря лежащий. Для игр, развлечений, он прислан для вас. Так что же в посылке? ответьте сейчас! Ответы детей (песок) 3слайд. Профессор Почемушкин: Правильно, это песок. Надя ЛюбоЗнайкина: Сегодня мы будем исследовать песок, и вспомним его свойства. -Ребята, где в природе можно встретить песок? (на берегу реки, моря, озера, в песочнице). -А как можно назвать песок на берегу моря (морской) -А на берегу реки (речной) - Кто знает, где используется песок? Ответы детей. Включается экран. Картинка, где используется песок
4слайд. Профессор Почемушкин: Совершенно верно!
Надя ЛюбоЗнайкина: Как вы думаете, где проводят опыты и исследования? Дети: В лаборатории. Надя ЛюбоЗнайкина: Что такое лаборатория? Дети: Специальный кабинет, где проводят опыты. Надя ЛюбоЗнайкина: Но, прежде чем войти, хочу узнать у вас какие правила поведения необходимо соблюдать в лаборатории?
- ничего не трогать без разрешения; - аккуратно пользоваться приборами; - ничего не брать в рот и не пробовать; - не бегать, не прыгать; - работать аккуратно, стараться не проливать и не просыпать; - после эксперимента рабочее место оставить в порядке.
Надя Любознайкина: Прошу пройти в лабораторию
Дети проходят в лабораторию (садитесь, оденьте очки, чтобы защитить наши глаза)
Надя ЛюбоЗнайкина: Ребята, давайте рассмотрим песок поближе.
Опыт №1. «Из чего состоит песок»
Насыпьте немного песка на лист бумаги и рассмотрите его через лупу. Что вы видите? Из чего состоит песок? (песчинки, зернышки, камушки). Как выглядят песчинки? Похожи ли они друг на друга?
Вывод: песок состоит из множества крупинок, не прилипающих друг к другу.
А знаете друзья: Я ПРОЧИТАЛА В ЭНЦИКЛОПЕДИИ, что ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок – это окаменевшие микроорганизмы, и частички извержения вулканов.
Опыт № 2: «Легко ли сыпется песок?»
НАДЯЛюбознайкина: Наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Легко ли сыпется песок?
Вывод: Сухой песок сыпется легко и рассыпается на песчинки.
Возьмите лейку и полейте на песок.
А теперь попробуем насыпать мокрый песок. Что получается?
Дети делают вывод, что мокрый песок не рассыпается.
Опыт № 3: «Ветер и песок»
Воспитатель: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через них на песок. Сначала на мокрый, затем на сухой.
Что происходит с песком?
Дети делают вывод: сухой песок может двигаться, когда дует ветер, а мокрый нет.
Опыт № 4: «Песок в воде»
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, растворяется ли песок в воде? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка, и размешайте. Растворился ли песок в воде?
Вывод: (Нет, песок осел на дно стакана.) Посмотрите, где находится песок? (На дне). Почему? (Тяжелее воды). Вывод: Песок не смешивается с водой, не растворяется в воде.
Надя ЛюбоЗнайкина: А вот ещё вопрос. Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный? Ответы детей.
Профессор Почемушкин: Какие же вы всё-таки молодцы! Так много знаете! А вы любите играть с песком? Ответ детей.
6 слайд. Профессор Почемушкин: Ребята, я придумал формулу волшебного песка, который вы не встретите в природе, а можете сделать только в лаборатории, если будете действовать по схемам. Я уверен, вы все сможете! Желаю успеха! До свидания!
Надя ЛюбоЗнайкина: У вас на столе есть вещества (мука и масло, которые необходимо соединить в чаше. Возьмите в руки схемы, давайте их рассмотрим и обсудим. Что вы видите на картинке (ответ детей) Мерный стаканчик, пробирка и количество веществ, которые нам надо соединить. Что мы берем сначала для работы? Два стакана муки (до мерной отметки, добавляем масло до мерной отметки. Масло в бутылочке. Перемешиваем ложкой. Получившийся состав растираем между ладонями. Чудо-песок готов! Воспитатель следит, при необходимости помогает детям.
Когда все справились, задаё т вопросы: - Чем же необычен ваш песок? Да, он влажный - из него можно лепить, но при этом он сыпучий, не прилипает к рукам. - Ребята, получился у нас эксперимент? Наш песок действительно необычный? Можно ли его встретить в природе -O- -O-? - Правило мне подсказывает, что необходимо рабочее место привести в порядок (собираем со стола предметы, вытираем руки, весь получившийся песок собираем в контейнер). - Мои юные исследователи, понравилось ли вам в нашей лаборатории? - А что вам запомнилось больше всего? - Что нового вы узнали? Профессор Почемушкин оставил для вас в подарок лупы. Теперь вы являетесь настоящими исследователями лаборатории профессора Почемушкина.
Дорогие ребята, спасибо за сотрудничество!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Надя ЛюбоЗнайкина: Приглашаю вас поиграть в игру. Вы – песчинки, будьте внимательны. На слово «ветер» песчинки разлетаются. По сигналу «дождь» песчинки соединяются по количеству сказанного (например, дождь 2 - вы объединяетесь по двое и т. д.)