Галина Смирнова
Конспект занятия в подготовительной группе «Спасибо мороз, что снегу нанес»
▼ Скачать + Заказать документы
Спасибо мороз, что снегу нанес
Направление «Ознакомление с миром природы»
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
-расширять и уточнять представления детей о явлениях природы зимой: снегопад, сильные морозы, о жизни тех растений и животных, кому снежное изобилие приносит пользу;
-воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
-Учить образовывать однокоренные слова;
-развивать умение отвечать на вопросы;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Спасибо мороз, что снегу нанес“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время беседы;
-развивать внимание, память, мышление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
-формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-учить способам работы с акварелью :разведению водой для получения оттенков одного цвета, закрепить приемы изображения круглых форм, тщательно промывать кисть.
Словарная работа: оттепель, липкий, землеройка, горностай.
Материал: иллюстрации животных землеройки и горностая, птиц: рябчика и тетерева, мяч, бумага для рисования: альбомный лист голубого цвета, гуашь белая, краски акварельные.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент:
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам игру «Скажи словечко». Я скажу вам слово «снег», а тот, кому я брошу мячик, придумает слово похожее по звучанию на слово «снег». Дети называют слова, например, «снежный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежок и т. д»
Воспитатель:- Ребята, а вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: - О снеге.
Воспитатель:- А кто знает пословицы или поговорки о снеге?
Дети:- Много снега - много хлеба. Зима снежная - лето дождливое.
Воспитатель:- Ребята, а я знаю ещё две пословицы: «Спасибо мороз, что снегу нанёс», «Зима без снега – лето без хлеба»
Воспитатель:- А как вы думаете, почему люди в старину примечали, что если много снега, то будет много хлеба? Уродится пшеница и рожь.
Выслушать ответы детей.
Воспитатель:- Правильно, ребята. Не страшен хлебам мороз, если они укрыты снегом, как одеялом. А ещё, чем больше будет снегу на полях зимой, тем больше будет воды весной и урожай будет богаче.
- А зачем снег нужен в лесу деревьям?
Выслушать ответы детей.
Воспитатель:- Да, верно. Снежное пушистое покрывало – это лучшая защита деревьев, кустов и даже травы от морозов. Ведь сильный мороз может погубить дерево: дерево в мороз без снега может промерзнуть до самой сердцевины.
А как вы думаете, нужно ли в саду забрасывать яблони, сливы снегом?
Ответы детей. (Если затрудняются, объяснить, почему это надо делать)
Воспитатель:- Ребята, а ещё снег приносит пользу многим животным. Вот, к примеру, мыши, землеройки, горностай не спят зимой, а бегают под снегом, как по дну снежного моря, и на дне этого снежного моря теплее, чем на поверхности. (Показать иллюстрации животных, о которых идет речь). Как вы думаете, почему теплее? (Не проникает ветер, не достаёт мороз)
Воспитатель:- Ребята, а некоторые птицы зимой зарываются спать на ночь в снег. Вы знаете, какие это птицы? Это рябчики и тетерева. (Показать иллюстрации птиц). Под снегом в мороз теплее.
Воспитатель:- А догадайтесь, какой зверь ложится спать, пока ещё снегу не намело?
Ответы детей.
Воспитатель:- Верно, это медведь. А почему он так делает? Кто может отыскать медведя по следам на снегу? (Охотники). – Спит медведь в берлоге под толстым пушистым одеялом. Что это за одеяло?
Дети:- Снег.
Воспитатель:- Ребята, давайте немножко подвигаемся.
Физкультминутка.
-Как на горке снег, снег
(Дети встают на носочки, руки вверх)
-И под горкой снег, снег
(Приседают)
-И на ёлке снег, снег
(Встают, руки в стороны)
-И под ёлкой снег, снег
(Обхватить себя руками)
-А под снегом спит медведь
(Дети покачиваются)
-Тише, тише, не шуметь!
(Подносят пальчик к губам)
Воспитатель:- Ребята, а вам нравится, когда идет зимой на улице снег? А чем можно на улице со снегом заняться?
Дети:- Лепить снежки, снеговика, кататься на санках, лыжах.
Воспитатель:- А из какого снега хорошо лепить снеговика?
Дети:- Из сырого, он липкий.
Воспитатель:- Правильно. А в мороз можно лепить снеговиков? Почему?
Дети:- Снег сухой, рассыпается.
(Раздается стук в дверь. Появляется снеговик - это второй воспитатель)
Воспитатель:- Здравствуй, снеговик!
Снеговик (грустно) :- Здравствуйте, ребята.
Воспитатель:- А почему ты такой грустный?
Снеговик?- Давно меня ребята слепили, и я всё жду, когда они мне друга слепят. Но мороз очень сильный и ребята не гуляют, скучно мне стало, вот я и пришёл к вам. Пустите меня к себе?
Дети:- Да, да.
Воспитатель:- Оставайся у нас, снеговик. У нас весело и интересно. Ребята, как нам помочь снеговику?
Дети предполагают: нарисовать, слепить, сделать аппликацию.
Воспитатель:- Давайте, ребята, нарисуем снеговику друзей-снеговиков.
(Дети проходят за столы, предложить пальчиковую гимнастику)
- Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальчики по одному)
- Мы во двор пришли гулять
(идем по столу указательными и средними пальчиками)
- Бабу снежную лепили
(лепим комочки двумя ладонями)
- Птичек крошками кормили
(крошащие движения всеми пальчиками)
- С горки мы потом катались
(проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
- А ещё в снегу валялись
(кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Дети приступают к рисованию снеговиков. По окончанию рисования Снеговик хвалит всех ребят, отмечает самые лучшие рисунки.
Снеговик :- Спасибо, вам, детишки, за то, что вы мне помогли! Я рад - у меня появилось много друзей-снеговиков. До свидания! (Снеговик уходит)
Рефлексия.
Воспитатель:- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вы узнали нового? Кто приходил к нам в гости? Вам было интересно? (Выслушать ответы детей) Всё ли вам было понятно?