Нина Филиппочкина
Конспект занятия в подготовительной группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«Русская изба».
(с фотографиями)
Познавательное развитие.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
-познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
-обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Оборудование :предметы-экспонаты мини -музея (прялка,люлька,самовар, ухват,кочерга, горшок,рушники,утюг и др.)
Предварительная работа :сбор старинных предметов-экспонатов по теме среди родителей детей (коромысло,глиняный чугунок,рушники-2,серп,рассматривание иллюстраций,картин,чтение пословиц,поговорок.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях!
(приглашение в мини-музей)
Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)
-Как мы себя чувствуем дома?
-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? (ответы детей)
Воспитатель: Да, строили дома деревянные. А из какого дерева? (высказывания детей)
Воспитатель: Из сосны, ели, лиственницы.
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ,вы сегодня гости в такой избе мини-музеи.
Воспитатель :посмотрите,как я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд (сарафан).Это старинная русская одежда,так одевалась раньше женщина.
Воспитатель: В избу входили кланяясь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.
Воспитатель :лучшая комната в избе называлась горница! В ней принимали гостей. Проходите гости дорогие,мы нахидимся в музее нашего детского сада,который называется «Русская изба» .Предметы,которые в музее вы видите-музейные экспонаты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным (ответы детей). Отгадайте загадку:
«Летом спит,
Зимой горит.
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь).
Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?
Воспитатель: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Воспитатель: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Щи да каша-пища наша (так говорит народная пословица).
Загадка: Что хозяйка в печку ставит,кто из вас ребята знает (чугунок).
Воспитатель: Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем варили суп, кашу, второе.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? (ответы детей) Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт… (ухват).
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Следующая загадка:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А это что?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая…. (ложка)
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Динамическая пауза: дети под народную музыку играют на ложках.
Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. С другой стороны двери, слева, стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках.
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?. (прялка)
Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Воспитатель: Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников слайд, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.
Воспитатель: В старые времена семьи были большие, много детей. Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель. Отсюда и название песен – колыбельные (звучит колыбельная песня).
Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили.
Хоровод «Во пеле береза стояла», «Карусель».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) На чем сидели? (лавка, скамейка)
6) Из чего пили чай? (Самовар)
7) Ими едят и на них играют (ложки).
8) Украшает пол в избе (коврик, половица).
9) С ее помощью пряли нитки (прялка)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!