МААМ-картинки

«Составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (7 фото)

Селезнева Альбина Фархуллаевна
«Составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Создание условий для закрепления представлений детей об осенних изменениях в природе.

Образовательные:

Формировать представления детей об осени и типичных осенних явлениях в природе.

Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями природы.

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по теме «Осень» с помощью мнемотаблицы.

Расширять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

Развивающие: Развивать связную речь, творческие проявления детей;

Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Темочки:

Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками. Формировать умение работать в группах.

Методы и приемы: - словесный: беседа, диалог, чтение письма от медвежонка Умки, вопросы, составление рассказов с помощью мнемотаблиц. - метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации. - наглядный: рассматривание мнемотаблиц. игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»). - практический: составление рассказа Оборудование: мнемотаблица «Осень», письмо, мяч, мультмедийное оборудование.

Предварительная работа: беседы, рисование, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы об осени, о севере - Арктике и нахождении её на карте и на глобусе; работа над составлением мнемотаблиц.

Ход проведения: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Воспитатель: Ой, ребята мы ведь сегодня совсем забыли проверить наш почтовый ящик. Алина, принеси, пожалуйста, нам его, а мы пока присядем. Ребята, нам пришло письмо (воспитатель достаёт конверт из почтового ящика). Сейчас его откроем. А в нём, что это (флешка). Значит, нам пришло электронное послание. Вам интересно узнать, от кого оно? (вставляет флешку).

«Составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Посмотрите на экран, от кого письмо (от медвежонка Умки) Кто желает прочитать письмо в слух?

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький медвежонок. Мы никогда не видели осень и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите, пожалуйста».

Медвежонок Умка.

Воспитатель: Что хочет узнать медвежонок от нас? (что такое осень, как она выглядит). Ребята, а что такое осень? (время года). А как вы думаете, почему медвежонок не видел осень? (ответы детей).

Посмотрите на экран, действительно, в Арктике всё кругом белым бело и медвежонок с друзьями хотят узнать об осени как можно больше.

- Как мы можем помочь ему? (ответы детей).

- Ребята, вспомните, что просил медвежонок в письме? (рассказать) Правильно рассказать об осени, значит, что мы должны сделать? (составить рассказ об осени)

Мы сегодня составим рассказы об осени и отправим медвежонку видеописьмо в Арктику. Лилия Гафуровна нам поможет, будет видеооператором. Чтобы рассказы получились интересными сначала поиграем в разные игры, вспомним осенние месяцы и их приметы.

Фото «Составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу»

Первая игра «Осенние месяцы», вспомните, как они называются (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Посмотрите на экран, скажите, какому месяцу относится первая картинка? (к сентябрю).

А вы знаете ребята, как раньше в старину называли месяц Сентябрь? (Хмурень). Как вы думаете, почему его так называют? (потому что, в этом месяце небо хмурится, стоит пасмурная погода, солнце спрятано за облаками, часто идут дожди). Ребята, обратите внимание на следующую картинку, какой месяц изображён? (октябрь). Как называли в старину месяц Октябрь – листопад. Почему его так называют? (листья опадают в октябре) И последняя картинка относится к ноябрю. Предзимник. (последний месяц осени перед зимой).

Итог: Что мы сейчас делали? (Мы играли в игру «Осенние месяцы» и как их называли в старину – выставляет картинку)

Сейчас попробуем подобрать слова и сказать какая бывает осень.

Игра «Какая осень?» Осень (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, неожиданная, красивая, золотая, пёстрая…

Итог: молодцы, ребята, что мы сейчас делали? (играли в игру «Какая осень» - выставляет картинку)

Какие интересные выражения вы сказали об осени, следующая игра «Красивые предложения об осени», выходите все в круг.

. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе - фото

Слушайте внимательно, предложение будете составлять по картинке, которую я вам покажу, но начинать со слова Осенью. Передаём мяч друг другу и говорим предложение (примерные варианты ответов детей)

1. Осенью солнце светит, но не греет, стоит пасмурная погода

2. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее

3. Осенью часто идут дожди

4. Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление называется листопад.

5. Осенью люди собирают урожай овощей, фруктов и делают заготовки.

6. Осенью у животных нарастает тёплый мех (подшерсток, некоторые животные меняют цвет.

7. Осенью некоторые животные готовят запас на зиму (белки – орехи, жёлуди, полевые мыши - зёрна)

8. Осенью некоторые животные готовятся к спячке (медведи, барсуки, еноты, ежи)

9. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, под листочки.

10. Осенью птицы улетают в тёплые края: грачи, скворцы, жаворонки….

11. Осенью люди одеваются тепло (тёплые куртки, шапки, варежки)

12. Осенью замерзают лужи, речка начинается покрываться льдом.

Итог: Молодцы, что мы сейчас делали? (придумали красивые предложения об осени - выставляет картинку).

Напомните, ребята, что мы обещали медвежонку (рассказать об Осени)

Правильно, составить рассказ об Осени, и отправить видеописьмо медвежонку, проходите на стульчики.

Воспитатель: Ребята, как мы назовём наш рассказ? (ответы детей). Для составления рассказа нам поможет - мнемотаблица.

Фото №1 Цель Создание условий для закрепления представлений детей об осенних изменениях в природе

Какие правила, мы с вами знаем при работе с мнемотаблицей (нужно рассказывать слева направо, каждая картинка – новое предложение; в рассказе есть начало, середина и конец).

Воспитатель: Правильно в рассказе есть начало, середина и конец.

Посмотрите на первую картинку мнемотаблицы. Подумайте, как можно интересно начать свой рассказ. (Наступила долгожданная осень. Наконец-то мы дождались золотой осени. Примчалась холодная, ветреная осень….)

Остальные картинки, это продолжение, середина рассказа. Мы с вами разбирали, вы знаете, что можно рассказать по картинкам.

Воспитатель: Смотрим последнюю картинку мнемотаблицы. На ней есть восклицательный знак. Как красиво можно закончить рассказ?

Примерные варианты ответов детей (Мне интересно наблюдать за осенью. Мне очень нравится осень! Вот она, какая необычная осень.).

Рассказ об осени, будем составлять командой. Правила работы в команде вы знаете, обратите внимание они висят на фланелеграфе. У каждой команды будет своя мнемотаблица. Три команды расскажут об осенних месяцах: сентябрь, октябрь, ноябрь. Слушайте внимательно, пока идёт время на песочных часах, каждая команда должна составить интересный рассказ по мнемотаблице, распределиться, кто начнёт, продолжит и кто закончит рассказ. Самый интересный рассказ, с красивыми выражениями отправим медвежонку.

А выбрать его помогут наши гости. Название команды, вы узнаете после того, когда возьмёте любую карточку со стола и пройдёте к нужному коврику. Команды готовы? Как ваша команда называется? (солнышко, листик, облачко).

Приступайте к составлению рассказов, я ставлю песочные часы.

Фото №2 Образовательные Формировать представления детей об осени и типичных осенних явлениях в природе

Я вижу, что все команды рассказывать готовы, а чтобы было всех удобнее слушать присаживайтесь на стулья. Лилия Гафуровна включает видеокамеру. Послушаем рассказ команды солнышко. Дети рассказывают.

Фото №3 Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями природы

Следующая команда представит свой рассказ листик, облачко.

Итог: Дети, что мы сейчас делали? (Мы составляли рассказы об осени).

А сейчас спросим наших гостей: скажите какой команды рассказ, вам больше всего понравился. Почему? Мы отправим все три рассказа медвежонку Умке по электронной почте. А ещё ваши рисунки и фотографии как мы гуляем на улице.

Общий итог: Кому мы сегодня помогали? Что хотел узнать медвежонок? Что мы делали, чтобы рассказать об осени? Посмотрите на подсказки. (ответы детей). Ребята, медвежонок всё это увидит из нашего видео и очень много узнают об осени.

Фото №4 Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по теме Осень с помощью мнемотаблицы

Ребята, у меня для вас есть картинки: солнышко и облачко. Кому было сегодня легко на занятии и не испытывал трудностей возьмите солнышко, а кто испытывал трудности – облако. Почему выбрали солнышко? Облако?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка» с опорой на графические схемы»Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Волк и белка» с опорой на графические схемы» Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: развивать навыки анализа содержания.

Конспект ОД по развитию речи и составлению рассказа с опорой на картину «Весело зимой» в средней группеКонспект ОД по развитию речи и составлению рассказа с опорой на картину «Весело зимой» в средней группе Цель: составление рассказа с опорой на картину. Задачи: 1. Учить детей составлять рассказ с опорой на картину; развивать связную речь.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 16:18
+408Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Селезнева Альбина Фархуллаевна (УИ 368078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД