Мария Артамонова
Конспект занятия в подготовительной группе по природному миру «Как деревья готовятся к зиме. Экскурсия в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по природному миру «Как деревья готовятся к зиме». Экскурсия в лес.
Задачи. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев и способах их распространения, помочь устанавливать связи, зависимости живой и неживой природы уточнить представление детей об условиях жизни растений осенью. Развивать двигательные умения, быстроту реакции. Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по природному миру „Как деревья готовятся к зиме, Экскурсия в лес“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимние деревья. Прогулки, наблюдения
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Материалы: Корзинки для сбора природного материала.
Ход занятия:
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас.
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В. Орлов
Воспитатель: - Ребята, сегодня с вами мы отправимся в путешествие по осеннему лесу. Дети, какие предметы будут нужны в лесу?
Дети: - Лопатки, корзинки.
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним как надо вести себя в лесу?
Дети: - Вести себя тихо, не ломать деревья.
Дети:- Не рвём цветы, не ломаем ветки, не пугаем птиц, не бросаем мусор.
Не надо мусорить в лесу!
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Воспитатель: Хорошо, все вспомнили, всё знаете, можно и на экскурсию в парк идти. А теперь послушайте загадку:
«Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?»
Дети: - Осенью.
Воспитатель: - После, какого времени года наступает осень?
Дети: - После лета.
Воспитатель: - Сегодня мы пойдём в лес, чтобы полюбоваться её красотой в начале осени.
- Ребята, посмотрите вокруг себя: какой красивый парк, разноцветные листья на деревьях. Послушайте стихотворение
Осень
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
(И. Винокуров)
Воспитатель: Ребята, какие подарки дарит осень? И кому?
Дети: деревьям (перечисляют)
Воспитатель: Все деревья ярко раскрашены. Цвет листьев на деревьях от светло жёлтого до темно багрового.
Осенние слёзы
Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клёны,
Как были зелёны.
С жёлтой берёзы
Тоже капало.
Значит, берёза тоже
Плакала…
(Э. Машковская)
Воспитатель: - Ребята, сейчас вам нужно собрать по одному листочку с каждого дерева (Дети собирают листочки) и рассмотреть их.
Воспитатель: - Листья, каких деревьев можно назвать багряными?
Дети: - Клён, осина, рябинка
Воспитатель: Правильно. Клен - фаворит осеннего пейзажа. Это лидер по разнообразию осенней окраски листьев от желтого до багряно-красного цвета: На каких деревьях нет разноцветных листьев?
Дети: - Тополь
Воспитатель: На каких деревьях преобладает больше желтый цвет?
Дети: береза, дуб
Воспитатель: -Правильно. Листья дуба сначала желтеют, потом приобретают пылающе-оранжевый цвет: Каких листьев на деревьях больше - зелёных или разноцветных?
Дети: - Разноцветных.
В листьях и летом и осенью есть разные краски, самый сильный цвет - зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество, которое очень любит свет. Летом солнце светит долго, света много, поэтому листья зеленые. Но приходит осень, дни становятся короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки начинают желтеть и краснеть.
Воспитатель: - Ребята, осень объявила конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист. Найдите лист, который осень раскрасила не так, как все остальные. (Дети рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария).
Воспитатель: -Все листочки вы собрали с земли, а летом опадают листья?
Дети: - Нет, они висят на веточках.
Воспитатель: -Почему же зеленые листья не осыпаются, а желтые и красные осыпаются?
Дети: -Потому, что скоро зима.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем опыт: попробуйте сорвать с ветки зеленый и жёлтый лист (дети срывают).
Воспитатель: Какой лист срывается легче? Жёлтый, красный. Почему листья опадают? Деревья, кустарники зимой «спят», и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.
Воспитатель: - Ребята, возьмите лупу и посмотрите на внутреннюю часть листа, видите, она вся усеяна мелкими точками. Как вы думаете, что же это такое?
Дети: - точки, что бы красивее были.
Воспитатель: - Листья - это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки»раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало и «форточки» не нужны.
Летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток. Так наступает листопад.
Теперь ребята поиграем, представьте себе, что вы осенние листочки. Возьмите в руки по одному листочку, посмотрите с какого он дерева. Подул ветер, листочки кружатся, потом, когда я назову, например: «Берёзовый лист, лети ко мне», те, у кого такие листья бегут ко мне. По сигналу «Найди своё дерево!» вы должны подбежать к дереву, с которого упал ваш листочек. (Игра проводится 3-4 раза)
Исследование «Куда деваются опавшие листья?».
- Листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд - от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются.
Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений. Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений. Опавшие листья - это не мусор, они нужны в природе.
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня посмотрели, как изменился лес осенью. Но в начале осени еще бывает много теплых дней, греет солнышко. На клумбах и цветниках еще можно увидеть яркие цветы. Кругом красиво. Этот период времени называют золотой осенью. Ее любят за щедрость. Она отдает людям богатство своих полей и лесов, садов. В конце осени солнечных дней становится меньше, солнце греет плохо, становится холодно. Птицы готовятся к отлету, звери к зиме.
Воспитатель: А сейчас мы проведём конкурс, кто больше отгадает загадок, тот становится «Лучший знаток осенней природы».
Весной одевается,
Осенью раздевается.
(Лес)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут пропадут.
(Листья)
Он совсем не хрупкий
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он тверже всех,
Называется.
(Орех)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут.
(Желудь)
Воспитатель: - Дети, что нового вы узнали на экскурсии?
Дети: - О том куда деваются листья, какой лист легче и почему.
Воспитатель: - Сейчас я вручаю лучшему знатоку медаль – кленовый лист.
После сна в группе проводится занятие по рисованию «Осенний лес»