Надежда Панова
Конспект НОД по природному миру в подготовительной группе «Хвойные деревья нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области познавательное развитие (природному миру) на тему «Хвойные деревья нашего леса».
Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по природному миру в подготовительной группе „Хвойные деревья нашего леса“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и кедра, показать их сходные и контрастные признаки.
Учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое) : хвойные деревья.
Отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зелёные зимой и лето) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян).
Закрепить представление детей о потребностях деревьев для роста и развития (растениям для роста нужны свет, тепло, почва и вода).
Показать связь между хвойными деревьями и животными, зависимость благополучия животных от семян хвойных деревьев.
Развивающие задачи:
Развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку.
Развивать воображение при перевоплощении в хвойные деревья, по возможности передавая их характерные особенности.
Развивать у детей умение путём логического мышления, находить ответы на поисковые вопросы.
Развивать умение соотносить строение ели с особенностью расположения колец на пирамидке по размеру.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить, опираясь на знания о связи хвойных деревьев с животными.
Воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие.
Словарная работа: вести в словарь детей слова: хвоя, хвойные.
Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев (ель – еловые, сосна – сосновые, кедр – кедровые).
Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев : ель, сосна, кедр.
Передавать словами свои тактильные ощущения.
Закрепить употребление порядковых числительных.
Оборудование: картинки – отгадки к загадке (ёж, ёлка, дикобраз, кактус, рыба – ёж, ель, сосна); веточки хвойных деревьев на каждого ребёнка, музыка к игре «Хвоинки», модели потребностей растений, опрыскиватель; шишки сосновые, еловые, кедровые (по две каждого вида); семена сосны; большая кедровая шишка; ёлочка – пирамидка.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята сегодня на занятии вас ждут разные задания. Как вы думаете, справиться с заданиями будет легче вместе или по одному? (Ответы детей). Сейчас возьмитесь за руки. У нас получиться дорожка для волшебного «сигнальчика», который, пробежав по ней, сделает нас дружными, сообразительными, внимательными.
Педагог посылает сигнальчик, после этого приглашает за стол.
Дети присаживаются за столы. На столе лежат накрытый салфеткой поднос с ветками хвойных деревьев.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки. А вы любите отгадывать загадки? Тогда усаживайтесь удобнее, будьте внимательны и сообразительны. Как только отгадаете загадку, на мольберте (доске) будет появляться отгадка.
Слушайте первую загадку:
Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.
Дети: Ёлка.
Воспитатель: Правильно, первая загадка была про ёлку.
(Выставляю на мольберт (доску) картинку – отгадку с изображением ёлочки).
Воспитатель: Вторая загадка про животное: Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Правильно! (Выставляю на мольберт (доску) картинку – отгадку с изображением ёжика).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку! Напомните мне какая она по счёту?
Дети: Третья.
Воспитатель: Третья загадка снова про животное: Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.
Дети: Дикобраз.
Воспитатель: Правильно, третья загадка была про дикобраза (Выставляю на мольберт (доску) картинку – отгадку с изображением дикобраза).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку! А какая она у нас по счёту?
Дети: Четвёртая.
Воспитатель: Четвё ртая загадка про комнатное растение: Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.
Дети: Кактус.
Воспитатель: Правильно, четвёртая загадка была про кактус (Выставляю на мольберт (доску) картинку – отгадку с изображением кактуса).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку! А какая она у нас по счёту?
Дети: Пятая.
Воспитатель: Пятая загадка про комнатное растение: Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.
(Загадывание загадок происходит до тех пор, пока у детей будут варианты отгадок. Когда варианты иссякнут, воспитатель говорит о том, что он думал, что дети отгадают все загадки).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько я вам загадывала загадок? И сколько было отгадок?
Дети: Загадка была одна, а отгадок пять.
Воспитатель: Мне понравилось, как вы все вместе и дружно искали отгадки к моей загадке. Легко ли было бы одному отгадывать загадку? (Ответы детей).
Воспитатель: Я загадаю вам последнюю загадку, отгадки, к которым мы оставим на мольберте (доске) и узнаем, о чём мы сегодня поговорим (Дети должны выбрать отгадку которые уже на мольберте (доске).
Загадка:
А у нас наряд зелёный,
Не берёзы мы, не клёны.
Здесь на севере растём,
Пользу, радость всем несём. (Ёлка)
Воспитатель: Что оставим из загадок? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я ещё знаю отгадки к этой загадке. Хотите, я вас с ними познакомлю? (Ответы детей). Когда в следующий раз вам загадают эту загадку, вы будете ещё знать к ней отгадки.
Дети: Хоти.
Воспитатель: Вот эти отгадки! (Воспитатель выставляет на мольберт (доску) картинки с изображением кедра и сосны). Они друзья ёлочки. Мы оставим этих друзей и уберём остальные отгадки. Они похожи друг на друга? Чем похожи?
Дети: У них есть иголочки.
Воспитатель: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки – иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют…
Дети: Хвойные!
Воспитатель: Сегодня мы с ними познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. Я принесла веточки хвойных деревьев, я осторожно сорвала их на дереве. Погибнут теперь деревья? Это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без дела лучше не рвать веточки. О каком дереве будем говорить?
(Воспитатель картинку ёлки выдвигает на первый план). Ёлочка красивая. Какие веточки по размеру растут наверху? А внизу? Ветки у ёлки расположены снизу доверху по всему стволу (Показываю еловую веточку). Эта веточка с ёлочки. Какая она, если с ёлочки?
Дети: Еловая.
Воспитатель: Какие у неё хвоинки?
Дети: Маленькие, колючие, зелёные, острые и т. д.
Воспитатель: Ёлочка хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливые (Воспитатель веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребё нка и здоровается: «Здравствуй, Катя! (Вера, Саша, Дима)», а дети: «Здравствуй, ёлочка!». Ёлочка по кругу здоровается со всеми детьми). Какая хвоя у ёлочки?
Дети: Хвоя у ёлочки колючая.
Воспитатель: Хвоинки у ёлочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите (Воспитатель открывает поднос с веточками и предлагает). Найдите и возьмите веточку ёлочки, еловую веточку и посмотрите, как растут еловые хвоинки.
Дети: Они растут по одной.
Воспитатель: Какая веточка у вас в руках?
Дети: Еловая.
Воспитатель: Давайте познакомимся со следующим деревом (Воспитатель выставляет вперёд картинку с изображением сосны). Как оно называется?
Дети: Сосна.
Воспитатель: В какой части дерева располагаются ветки сосны?
Дети: Сосновая веточка (Показывают сосновую веточку).
Воспитатель: Какие у них хвоинки?
Дети: Они длиннее, колючие, зелёные, острые и т. д.
Воспитатель: Сосна хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а сосна пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливые (Воспитатель веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребё нка и здоровается: «Здравствуй, Катя! (Вера, Саша, Дима)», а дети: «Здравствуй, сосна!». Сосна по кругу здоровается со всеми детьми). Ребята, а какое из деревьев сильнее колется?
Дети: Сосна.
Воспитатель: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Возьмите веточку сосны и рассмотрите, какие дружные хвоинки у сосны (Дети берут веточки сосны и смотрят, как растут хвоинки сосны). Сколько хвоинок растёт вместе у сосны?
Дети: По две.
Воспитатель: Осталось ещё одно хвоённое дерево (Воспитатель ставит картинку с изображением кедра в ряд с сосной и елью). Как оно называется?
Дети: Это дерево называется кедр.
Воспитатель: Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относиться к каким деревьям? (Ответы детей). Кедр дал нам свою веточку. Посмотрите на неё, чем она отличается от веток ели и сосны?
Дети: Иголочки у этого дерева более длинные и их больше. Веточка более пушистая.
Воспитатель: Кедр тоже хочет с нами познакомиться и поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а кедр пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливые (Воспитатель веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребё нка и здоровается: «Здравствуй, Катя! (Вера, Саша, Дима)», а дети: «Здравствуй, кедр!». Кедр по кругу здоровается со всеми детьми). Почему вы не отдёргивали руку, когда веточка кедра с вами здоровалась?
Дети: Иголочки у него мягкие, они не кололись.
Воспитатель: А ещё я вам скажу, что хвоинки на кедре самые дружные. У ёлки растут по одной хвоинке, у сосны растут по две, а у кедра, как вы думаете, по сколько хвоинок дружат? (Дети высказывают предположения. Воспитатель предлагает посчитать иголочки кедровые в одном пучке).
Дети: Кедровые иголочки дружат по пять (Воспитатель предлагает взять веточки кедра и рассмотреть, как растут хвоинки у кедра).
Воспитатель: Веточки хотят поиграть с вами в прятки. Они будут показываться из-за мольберта, а вы должны быстро назвать, с какого дерева они. Если назовёте правильно, веточка кивнёт, если нет, она вам тоже даст знать (Воспитатель показывает из-за мольберта веточку). С какого я дерева? Какая я? И т. д. Мы познакомились с некоторыми деревьями, которые растут в нашем лесу. Их называют?
Дети: Хвойные деревья.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Хвоинки». Зазвучит музыка, и мы пойдём по кругу друг за другом, пританцовывая. Как только музыка прекратится, я называю иголочки какого-либо хвойного дерева, а вы показываете, как они растут на дереве : по одной, по две или по пять (Звучит музыка, дети идут, пританцовывая по кругу, музыка прекращается и воспитатель говорит: «Вы сосновые хвоинки!». Дети должны встать парами. Затем опять звучит музыка, когда она прекращается, воспитатель говорит: «Вы кедровые иголочки!». Дети встают по пять, взявшись за руки и т. д.).
Воспитатель: Молодцы! А где растут ветки у сосны?
Дети: Наверху.
Воспитатель: Почему у ёлочки самые большие ветки внизу прячутся, вниз опущены, а у сосны все наверху? (Дети высказывают свои предположения). Правильно, сосна очень любит солнце, она всегда тянется к нему. Она любит свет. Ёлочка любит тень, она лучше растёт в тени. Что ещё нужно деревьям, чтобы они выросли большими, высокими, сильными? (Ответы детей). Деревья – живые существа. Всем деревьям для того, чтобы они росли, нужны определё нные условия: свет, тепло, почва, вода. Если одного из условий нет, деревья перестают расти. Каких условий не хватает деревьям зимой?
Дети: Воды, тепла, почвы.
Воспитатель: Почему?
Дети: Вода и почва замерзают, тепла нет.
Воспитатель: Поэтому все деревья зимой престают расти, и как бы засыпают. В какое время года деревья пьют водичку перед тем, как заснут на зиму?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Давайте представим, что сейчас осень. Вы превратитесь в деревья, у которых хвоя. Какие это деревья?
Дети: Хвойные.
Воспитатель: Если вы превратитесь в сосну, то, как вы её можете изобразить? А если ёлочку? (Ответы детей). Говорим волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в хвойные деревья превратись». Ну а я превратилась в тучку (Воспитатель показывает детям опрыскиватель). Во мне много водички. Увидела тучка хвойный лес и решила деревья в лесу напоить. Но прежде она решила с ними познакомиться. Представьтесь, пожалуйста.
Дети: Я – ёлочка! Я – сосна! Я – кедр!
Воспитатель: Вот вам хвойные деревья водичка. Растите большими и сильными (Воспитатель брызгает из опрыскивателя мелкой тёплой водяной пылью на детей). Полила тучка все хвойные деревья. Они закачали веточками и сказали ей…
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Сказали «Волшебные слова» и превращаемся в детей: «Вокруг себя повернись, в ребятишек превратись» (Дети вместе с воспитателем идут к другому столу. На столе стоит поднос с разными шишками и три подноса с веточками хвойных деревьев). На всех хвойных деревьях растут шишки (Воспитатель выставляет перед детьми). Какой формы шишки у ёлки?
Дети: Овальные, продолговатые.
Воспитатель: А у сосны?
Дети: Округлые и короткие растут на сосне.
Воспитатель: Как выглядят шишки кедровые? (Ответы детей). Заскучали наши хвойные веточки без своих шишек. Давайте поиграем в игру с ними и шишками. Игра называется «С чьей ветки детки». На трёх подносах лежат по веточке хвойных деревьев. На четвёртом подносе шишки с разных хвойных деревьев. Нужно к каждой ветке положить соответствующие шишки (Дети разносят шишки, затем проверяют, правильно ли выполнено задание и каждый раз, называют с какого дерева шишки. Дети садятся за стол). В шишках сидят орешки и семена. Из них вырастут новые деревья. Самые крупные – кедровые. Но у сосновых и еловых орешков есть крылышки. Посмотрите (Дети рассматривают семена сосны и ели). Для чего они им? (Дети высказывают свои предположения). Крылышки помогают орешкам как можно дальше разлететься от дерева – мамы. Посмотрите, на что похожи сосновые орешки, когда они летят (Воспитатель, подняв высоко сосновый орешек, отпускает его).
Дети: На вертолёт, стрекозу.
Воспитатель: Вот как приспособились семена сосны и ёлки к распространению. Жизнь многих животных зависит от этих орешков. Посмотрим, кто же питается семенами и орехами хвойных деревьев. Назовите, кто живёт в хвойном лесу?
Дети: Белка, медведь, дятел, заяц и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо живётся в этом лесу животным? Почему?
Дети: Здесь много кедровых орехов и семян ели и сосны.
Воспитатель: Животные боятся, что в их лесу может стать плохо. Отчего же это может быть? Оказывается, хвойные деревья и животные связаны невидимой ниточкой. Скоро Новый год, все захотят поставить в доме хвойное дерево. Может мы, побывав в лесу, сразу запасёмся ёлочкой или сосной? Берём все кому сколько нужно (Дети высказывают свою точку зрения по этому вопросу). Вы молодцы, что поняли: рубить деревья в лесу, это значит погубить всех животных, живущих в лесу. Где же взять дерево для праздника? (Воспитатель приглашает детей за стол. Ставит на середину стола пирамидку и разбирает её). Помогите этой ёлочке вырасти. Помогать будем по очереди. Условие: помочь смогут те, кто будет отвечать на мои вопросы. Если вы не знаете ответа, пропускаете ход. Посмотрите, как будет расти наша ёлочка медленно или быстро? (Воспитатель каждому ребёнку задаёт вопрос по теме занятия, если ребёнок отвечает, он надевает одно из колечек пирамидки).
Вопросы для детей:
1. Как называются иголочки – листья у некоторых деревьев?
2. Как называются деревья с хвоей?
3. Назовите их.
4. По сколько хвоинок вместе растёт у сосны?
5. По сколько хвоинок вместе растёт у кедра?
6. А у ели?
7. Какое дерево свет любит?
8. А какое дерево тень?
Воспитатель: Как росла ёлочка? Почему она росла быстро?
Дети: Потому что мы быстро отвечали на вопросы.
Воспитатель: Вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам кедровую шишку, потому что наш детский сад похож орешек, в котором детей как орешков в шишке. Орешки, когда попадают в землю, прорастают и вырастают в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже все вместе можете украсить землю добрыми делами и поступками. Вместе всё веселей и легче делать. До свидания!