Елена Чекужова
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сохрани свой дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обобщить знания природоохранительных мероприятий, проводимых в России и за рубежом.
2. Познакомить детей с Красной Книгой.
3. Обогощать словарь детей за счет новых слов: юннаты, заповедник, браконьеры.
4. Активизировать речь детей за счет употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
5. Расширить знания детей о вреде загрязнения природы, опираясь на практические опыты.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, учить помогать, а не наносить вред растительному и животному миру.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию „Сохрани свой дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Методические приемы: беседа, рассказ, опытническая работа, рассматривание иллюстраций и картин, музыкальное сопровождение, художественное слово, обыгрывание экологических сюжетов.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картин, проведение опытов, рассказ о природоохранительных мероприятиях, загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений Чайковского и других композиторов.
Оборудование: картины, рисунки детей, оборудование для опытов, макеты деревьев, реки и т. д., Красная Книга РСФСР, материалы о международных организациях, газеты, журналы, книги о природе и т. д.
Сегодня мы отправимся в поход. Побываем в лесу, на лесной поляне и поговорим о красоте природы, о том, как сохранить ее красивой, живой, радующей нас, помогающей нам быть здоровыми, крепкими, веселыми.
Наденьте свои рюкзаки – мы отправляемся.
(играет маршевая музыка)
Вот мы и пришли. Посмотрите, какой чудесный лес, как звонко поют птицы, как весело журчит ручей и ярко светит солнце. Но что это за шум?
(на поляну выходят два «хулигана» с магнитофоном и пакетом в руках, они
шумят, разбрасывают мусор, собирают прутья для костра)
- Кто это, ребята?
- Это лесные хулиганы.
- Правильно ли они ведут себя в лесу?
- Нет.
- Давайте их остановим, а то случится непоправимое.
(мы подходим к хулиганам)
- Что вы делаете? Разве можно так вести себя в лесу?
- Каждый человек, находясь на природе должен соблюдать правила поведения. Некоторые из них вы узнаете от моих помощников.
(дети показывают картину и рассказывают о правилах поведения)
- А если их не соблюдать, устраивать в лесу свалки мусора, выбрасывать вредные вещества, то так можем загрязнить землю, что пострадаем в первую очередь мы сами. Давайте докажем это с помощью опыта.
(опыт взят из журнала «Обруч» за 2000г. №4)
- Вот какая вода поступает в наши реки, озера, губит рыб, растения, а через них наносит вред людям.
- Вы поняли, как опасно засорять природу?
- Да.
- Тогда давайте уберем весь мусор. Присоединяйтесь к нам, будем путешествовать вместе.
(мы гуляем по лесу, слышатся выстрелы, вбегают два «браконьера»)
- Ребята, а это кто такие?
- Это браконьеры.
- Это люди, которые охотятся на животных в запрещенных местах, убивают редких животных, охотятся в заповедниках.
- Что такое заповедник?
- Это уголок природы, где живут редкие животные, растут редкие растения, там нельзя охотиться. Заповедники находятся под охраной государства.
- Правильно. Заповедники разбросаны по всей территории России. Есть заповедник под Москвой – «Подмосковный», на реке Оке – «Окский», около города Воронежа – «Воронежский» и т. д. Есть заповедник и у нас в Мордовии. Это Мордовский государственный заповедник им. Смидовича.
Находится он в Темниковском районе, на берегу р. Мокши. Здесь привольно живется лосям, куницам, рысям, оленям и многим другим животным, среди них есть редкие – это птица – черный аист. В лесах заповедника можно встретить дубы, которым более четырехсот лет, сосны высотой более сорока метров. В заповеднике работают ученые, занимающиеся проблемами сохранения редких видов животных.
- Мы с вами заговорились, что же делают браконьеры?
(«браконьеры» вытягивают из реки сеть с рыбой)
- Зачем вы наловили так много рыбы?
- А что с ней сделается?
- Разве вы не понимаете, что нарушаете экологические цепочки природы?
- Что нарушаем?
- Дети, объясните, что за экологические цепочки нарушают браконьеры?
( дети называют экологические цепочки:
Если уничтожить птиц, то погибнет лес, т. к. будет много насекомых, а их личинки поедают много листвы.
Если погибнет лес – негде будет жить диким животным и птицам.
Если вырубать леса на берегах рек, то реки мельчают и высыхают, поэтому останутся без воды животные.
Если мы загрязняем воду – она становится мутной, в нее меньше проникает света, труднее жить подводным растениям, меньше кислорода они выделяют, труднее дышать рыбам)
- Загрязняя воду маслянистыми веществами, а также бензином или нефтью, мы убиваем не только речных жителей и растения, и птиц.
- Давайте проведем опыт, который докажет нам это.
(опыт взят из журнала «Обруч» за 2000г., №4)
- Загрязняя воду, воздух люди наносят вред животным, растениям, птицам и что бы сохранить и увеличить их число, привлечь к ним внимание других людей они создали Красную Книгу. Страницы Красной Книги можно условно разделить на пять цветов:
На красных страницах – животные и растения, которые могут исчезнуть. Им нужна «скорая помощь».
На желтых – животные и растения, чье число еще высоко, но быстро сокращается.
На белых страницах – животные и растения растущие или живущие на ограниченных территориях.
На серых – малоизученные животные и растения.
На зеленых – животные, чье число увеличилось и им ничто не угрожает.
Но есть не только Красная Книга, но и Черная Книга природы, в которую занесены животные полностью вымершие по вине человека. Это, например, морское животное тридакна, квагга – животное, похожее на зебру, птица дрофа, странствующие голуби и другие.
- Вы поняли как опасно наносить природе вред?
- Тогда присоединяйтесь к нам.
(мы гуляем по лесу, раздается веселая музыка, выходят тир ребенка с ведерками)
- Ребята, кто это?
- Это юннаты, помощники природы.
- Что они делают?
- Собирают с деревьев шелкопряда.
- Зачем?
- Гусеницы шелкопряда поедают листья, дерево гибнет. Деревья – это фабрика кислорода, он нужен всему живому на Земле для дыхания.
- А знаете, ребята, во всем мире существуют организации, охраняющие природу от вредных выбросов заводов и фабрик, от загрязнения воздуха ядовитыми дымами, от браконьеров и всего того, что вредит природе.
(во время рассказа показываю иллюстрации)
- Какие организации вы знаете? (Гринтим, Гринпис)
- На страже природы стоят не только организации, но и журналы, газеты, книги.
(демонстрирую выставку литературы)
- И мы с вами в детском саду также участвуем в охране природы:
бережем воду
не ломаем кусты и ветки деревьев
не причиняем вред птицам и животным
- Ребята, вот и подошел к концу наш поход, пора возвращаться в детский сад под веселую песенку. Мне очень понравилось путешествовать с вами. Мне бы хотелось, что бы на прощанье мы прочитали нашим гостям стихотворение, в котором говорится о нашей мечте видеть природу в будущем.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И береза зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
ЛИТЕРАТУРА
1. Е. Г. Осовский, Л. Г. Филатов «Земля моя, Мордовия». – Саранск, Мордовское книжное издательство, 1976г.
2. Энциклопедия «Я познаю мир».
3. «Красная Книга РСФСР». Председатель редакционной коллегии В. Д. Голованов. Москва, Росагропромиздат, 1988г.
4. Журнал «Обруч» №4 – 2000г.
5. И. П. Сосновский «О редких животных мира» - М., Просвещение, 1987г.
6. В. И. Астрадамов «Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии» - Саранск, Мордовское книжное издательство, 1988г.
7. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», - Мн: «Асар», 1996г.
8. «Заповедники европейской части РСФСР – 2» под общей редакцией В. В. Соколова, Е. Е. Сырычковского, Москва, «Мысль», 1998г.