Приложение МААМ

Конспект занятия в подготовительной группе «Лесная аптека на службе человека»

Арсёнова Наталья Петровна
Конспект занятия в подготовительной группе «Лесная аптека на службе человека»
▼ Скачать + Заказать документы

"Лесная аптека на службе человека"

для детей подготовительной группы

1. расширять знания детей о лекарственных растениях нашего края;

2. закреплять навыки бережного и доброго отношения к природе;

3. доставить детям радость от участия в общем празднике.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Лесная аптека на службе человека“» размещена в разделах

1. подбор по данной теме научно-методической литературы (список прилагается);

2. подбор детских художественных произведений по данной теме (список прилагается);

3. сбор произведений устного народного творчества (загадок, народных пословиц и поговорок);

4. составление кроссворда “ТРАВНИКИ” и оформление его на листе ватмана;

5. разработка конспекта “ ЛЕСНАЯ” АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА;

6. оформление площадки к предстоящему мероприятию.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Давайте прочитаем, что написано на плакате

Хором: ЛЕСНАЯ АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА.

Ведущий: Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(В. Рождественский)

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли. Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей). Что бы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд.

Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

Реклама

Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)

Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

РЕКЛАМА

У забора живет, никого не признает,

Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

Ведущий: Итак, решив кроссворд, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли “травниками”. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего города (села, поселка? Давайте знакомится – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).

Бабушка Егоровна: Здравствуйте, мои милые внучата! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить? (Вопросы детей – короткая беседа.)

Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы с вами отправимся в путешествие.

Дом со вех сторон открыт, дом резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).

Ребята, а какие растения растут в наших лесах? (Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов.)

А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”? (Ответы.)

Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

Можно в лесу, на дачах встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.

Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.

(Ребята подбирают 1 и 2 части пословиц и читают их, объясняя их значение.)

1. Деревья – украшения земли.

2. Дереву цена – по плодам, человеку – по трудам.

3. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

4. В лесу много рябины – к дождливой осени.

5. Ель не сосна – шумит неспроста.

6. Сосна там красна, где взросла.

7. Всякая сосна своему бору шумит.

8. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

9. Перед ненастьем одуванчики закрываются, прячась от дождя.

10. Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.

Примечание. Количество пословиц определяется по количеству участников праздника, содержание пословиц и поговорок должно учитывать знания и подготовленность ребят.

Бабушка Егоровна: Давайте, ребята, пройдем по нашей лужайке (полянке, лугу, опушке и т. д., отыщем знакомые вам растения и вспомним их лекарственные свойства.

Участники праздника останавливаются около подорожника.

Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник – умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

Ученик читает стихотворение Н. Матвеевой.

Подорожник-санитар испытанный,

Врачеватель ног, в пути пораненных,

Подошел к дороге, приготовился,

Может, думает, кому понадоблюсь….

Рассмотреть листья мать-и-мачехи. Кто из ребят знает, почему это растение так называется?

“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”

Отрывок из произведения А. Онегова “Мать-и-мачеха”.

– Ребята, вспомните народные сказки, в которых можно встретиться со злой мачехой. (“Морозко”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Золушка”.)

Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста:

До чего ж упорная Бабушка Егоровна.

Примечает загодя, где какая ягода.

За какою просекой прямо в руки просится,

За какой тропинкою выросло черникою,

За какой низиною поросло малиною.

Наберет Егоровна ягоду отборную,

Триста раз наклонится, кто за ней угонится?

(Г. Абрамов)

Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке и т. д.)

Бабушка Егоровна: Ребята на нашей площадке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте, я о нем расскажу. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.

(Ребята отыскивают аптечную ромашку, рассматривают ее.)

– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)

Кажется солнце в ромашку вошло,

Желтое донце в лучах расцвело,

Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,

Солнца на ножках, качаясь стоят.

Залит лучами зеленый лужок.

Солнце над нами и солнце – у ног!

(А. Мельникова)

Бабушка Егоровна: Ребята, а сейчас вы разделитесь на две команды “Малинка” и “Смородинка” и за 3 минуты на асфальте каждая команда напишет название лекарственных растений, о которых мы еще с вами не говорили. Но вы должны не только вспомнить и написать названия растений, но и рассказать о их лекарственных свойствах.

Ребята, разделившись на две команды, на асфальте (или листе ватмана) пишут названия лекарственных растений, после отведенного времени, они зачитывают названия растений и рассказывают о них.

Бабушка Егоровна: Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в детской, в школьной библиотеках, а чтобы увидеть, как много разных лекарственных растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и вам фармацевты расскажут очень много интересного о каждом растении.

Дети читают стихотворение:

С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от надсады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е. Фейерабенд)

Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые внучата, понравилось вам путешествие по лекарственным травам, сумела я вам раскрыть небольшие тайны природы? Хотели бы вы еще отправиться со мной в гости в Дом Природы? Приходите к нам в эколого-биологическую станцию, и тогда каждый день вы будете познавать секреты и тайны Дома природы, Дома добра и здоровья!

Ждем вас в гости! А на память о сегодняшней встречи я хочу подарить вам небольшие памятки – книжечки, которые вы прочитаете всей семьей и может быть, те советы, которые здесь находятся, пригодятся для вашей семьи.

Всего доброго! До скорой встречи!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект театрализованного развлечения по валеологии в старшей группе «Лесная аптека» Рекомендации: Развлечение проводится как итоговое недели "Дари добро". Ведущий - воспитатель. Все роли выполняют дети. Как вариант: кукольный.

Конспект занятия по лепке в технике пластилинографии «Елочка — лесная красавица» в средней группеКонспект занятия по лепке в технике пластилинографии «Елочка — лесная красавица» в средней группе Цель занятия: развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе создания ёлочки с использованием нетрадиционной художественной.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зеленая аптека»Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зеленая аптека» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зеленая аптека» Тема: «Зеленая аптека» Направление:.

Конспект открытого занятия «Значение воды в жизни человека» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «Значение воды в жизни человека» в подготовительной группе Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,.

НОД по познавательному развитию «Лесная аптека»НОД по познавательному развитию «Лесная аптека» Познавательная деятельность. Цели и задачи: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; учить различать растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Лесная аптека на службе человека»
Опубликовано: 20 мая 2024 в 20:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Лесная аптека на службе человека»» (включая файлы) размещена пользователем Арсёнова Наталья Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД