Елена Гаврилова
Конспект занятия в подготовительной группе «Как велика моя земля, как широки просторы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«Как велика моя земля, как широки просторы!»
Цель.
Закрепить знания детей о названии страны, ее природы. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Наглядный материал.
Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Как велика моя земля, как широки просторы!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Ход занятия.
Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России. Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предложения детей.) Это карта. У нас в группе висит карта Москвы. А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия.) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах. На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложения детей.) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям.) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и пр.)
Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта? – Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предположения детей.) Это города. Посмотрите, как много городов в России. Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте.) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Показывает и читает названия разных городов России. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов.) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.
Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это за синие волнистые линии, которых очень много? (Предположения детей.) Это реки. Рек в России тоже очень много. Какие реки вы знаете? (Москва-река, Неглинка и пр.) Названия рек тоже написаны на карте. (Читает названия самых известных рек и показывает на карте, проводит указкой от истока до устья, реки, - Волга, Лена, Енисей и др. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек.)
А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря.) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей, предлагает им показать моря и вместе с нами читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря.)
Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Зеленый.) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей.) Да, зеленый цветы – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса.) В России самая огромная на земле тайга. А что дают леса? (Ответы детей.) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб – богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться очень бережно.
Какой цвет вы видите на карте? (Коричневый.) А что он обозначает? Да, это горы, у гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия Уральские горы, кавказские горы и др.) В горах добывают полезные ископаемые ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? Предположения детей.) Это то, что находится в земле и что нужно человеку для жизни. Например: уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.
И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи.) Вот мы с вами рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали?
Физкультурная минутка
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?
(Дети имитируют движения крыльями.)
Чтобы ноги не болели,
Раз – присели, два – присели,
Три, четыре, пять и шесть,
Семь и восемь, девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идём,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.
Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летел на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и дальним востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток.) Глава называется: Самая большая, самая богатая. – Сибирь и дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, - объяснял я. Много часов мы летели над Сибирью и дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы : - А это какая река? Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролети: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Лену.
Много городов в Сибири и на дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы. На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.
На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай, на севере добывают алмазы. Необъятна наша родина, красива и богата. (Дети читают стихи о России.)