Получи документы

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Как Юрий Долгорукий Москву основал»

Ольга Малова
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Как Юрий Долгорукий Москву основал»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей возникновения Москвы. Рассказать о князе Юрии Долгоруком, как о собирателе земли Московской.

2. Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о столице нашей Родины – Москве.

3. Воспитывать любовь к своей Родине.

4. Обобщить знания детей об оружии и доспехах Древней Руси.

5. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас исконно – русскими словами: град, терем, Москва белокаменная, купола, кольчуга, бармица, и др.

Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе „Как Юрий Долгорукий Москву основал“» размещена в разделах

6. Активизировать детское воображение и творчество в изодеятельности и пластилинопластике.

7. Уметь видеть красоту и величие Москвы, хранить память о ее прошлом, воспевать эту красоту средствами театра, поэзии.

Материалы: иллюстрации с изображение памятника Ю. Долгорукому, иллюстрации Москвы деревянной, белокаменной, московского Кремля, репродукции картин А. Васнецова «Основание Москвы Ю. Долгоруким», «Строительство деревянных стен Кремля ХII в.», иллюстрации современной Москвы, иллюстрации воинского снаряжения Древнерусских князей и дружинников, макет для театрализованного действия, костюмы для детей.

Предварительная работа:

- Беседа с детьми об истории Москвы, России,

- Чтение художественной литературы о князьях,

- Просмотр иллюстраций «Древнерусская архитектура»

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в Древнюю Русь, но уже не былинную, а княжескую.

Скоро в нашей стране будет отмечаться праздник День защитника отечества!

- Что же такое отечество?

/ребёнок читает стихотворение З. Александровой

«Если скажут слово «родина»…»/

Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники и если это необходимо, защищают Родину от врагов.

- А как называется наша Родина?

-А столица нашей Родины?

«Я начну рассказ о граде.

Над Москвой рекой, на круче,

Где стоит наш Кремль теперь.

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь».

- Ребята! Посмотрите на эту иллюстрацию (памятник Ю. Долгорукому, знаете ли вы кто это? Правильно это Юрий Долгорукий – основатель города Москвы.

Давным-давно на Руси было множество городов, селений, земель. Правили ими князья. Ребята, а кто такие князья? (правители, такие же как современные руководители государства – президенты). Многие русские князья пытались распространить свою власть на как можно большее количество земель, то есть вели борьбу за единодержавие. Обо всех исторических личностях того времени, о войнах, об укладе жизни тех времен мы узнаем из летописей. Так вот древнерусские летописцы «наградили» суздальского князя Юрия Владимировича, сына Владимира Мономаха, прозвищем «долгорукий». Свое прозвище он получил из-за того, что пытался распространить свою власть на главные города севера и юга Руси: Новгород и Киев.

Князь Владимир Мономах, который был отцом Юрия, направил своего сына править Владимиро-Суздальской землей. Владимир, Суздаль и Ростов – древние русские города, которые стоят на берегу великой реки – Волги, тут и земля богатая, и рыбы в достатке было, и такие непроходимые чащи, что врагу не пробраться. Кстати, такие города как Владимир, Суздаль, Ярославль входят в состав Золотого Кольца России. Золотое Кольцо составляют те города, которые являются древнейшими на Руси, богаты архитектурными памятниками. Итак, князь Юрий охотно принимал под свою защиту всех талантливых и трудолюбивых людей. Князь понимал, что богатство земли приумножается трудом простых людей. Юрий Владимирович строил новые храмы, основывал новые селения, города. Он выкупал многие земли, а другие брал силой, так и набирало мощь Владимиро-Суздальское княжество.

Ребёнок/подготовленная информация/

1. Москва - древний город. Впервые она упоминается в летописи в 1147году. Основателем города Москвы считают суздальского князя Юрия Владимировича по прозванию Долгорукий. Он со своей дружиной разместился на ночлег в поселении под названием Москов. Именно Юрий Долгорукий в 1156 году воздвиг первый московский Кремль- стены и башни из сосновых брёвен, превратив поселение в город.

2. Во времена Древней Руси путешествовали в основном по рекам. По легенде Юрий Долгорукий едет из Новгорода в Суздаль посуху. Такие путешествия были гораздо опаснее, чем по воде, так как путь лежал через дремучие леса и топкие болота. Сухопутных дорог по мнению исследователей в Древней Руси не было. Такие путешествия могли совершать только князья, так как они могли послать впереди себя отряд, который проложит путь.

3. Юрий Долгорукий был седьмым сыном великого Киевского князя Владимира Мономаха. Юрий вёл длительную борьбу со своими братьями за Киевский престол, за это и был прозван Долгоруким. Юрий Долгорукий был высокого роста, дороден и красив, он был предводителем дружины. Князь во время путешествия был одет по походному : на голове шлем, богато украшенный; красный плащ отличал князя от дружинников.

4. Грек Василий сопровождавший Юрия Долгорукого, был выходцем из Византии. Наиболее образованными людьми того времени были монахи. Василий одет в плащ мантию чёрного цвета, застёгнутую под горлом. У него смуглый цвет лица, темные глаза, седые волосы и борода. Грек Василий считался мудрым, умным, начитанным человеком.

5. Русь времён Юрия Долгорукого делилась на множество княжеств, каждым из которых управлял свой князь. Князь имел своё войско- дружину. Костюм дружинника представлял собой доспехи, которые защищали воина в бою. Под доспехи надевалась рубаха. На Руси известны два вида доспехов- кольчуга и броня.

На макете вы видите дремучие леса, топкие болота, средь которых стоят города и поселения. Это Юрий Долгорукий в шлеме украшенном по княжески богато, в красном плаще, его сопровождавший в походе мудрец Василий – грек Византийского происхождения и дружинники. А теперь мы предлагаем вашему вниманию историю, которая однажды произошла с Юрием Долгоруким. Легенда гласит так:

/далее идёт костюмированное представление, в котором участвуют дети/

Сказитель: Ехал князь Юрий Владимирович Долгорукий из Новгородских земель в славный город Суздаль.

Ехали с князем его дружинники, ехали бояре, следом поспевали слуги.

И был среди бояр мудрый и ученый человек Василий.

Заехал князь в густой, темный лес.

Оказался на краю топкого болота.

Вдруг поднялся над болотом туман.

Сгустился туман и превратился в неведомого трехглавого зверя.

Остановился князь.

Попятились дружина, бояре и слуги.

Князь- Что за диво?

Дружинник- Не ведаем,князь.

Боярин- Смотрите, а зверь- то красивый!

Другой дружинник- И шкура у него пёстрая!

Сказитель-Тут зверь снова превратился в туман и исчез, будто его и не было.

Поехали князь, дружина, бояре и слуги дальше. Поднялись на высокий холм. У подножия того холма текла большая река по имени Москва, и впадала в неё речка поменьше – Неглинка.

Остановились князь и его люди на ночлег, раскинули шатры.

Но не спится князю в его узорном шатре.

Позвал он мудрого человека Василия и спросил:

Князь- Скажи мудрый человек, что означает видение, явившееся нам нынче?

Василий- Великий князь! Означает оно, что построишь ты на этом месте новый город.

Князь-А что означают три головы у зверя?

Василий –Означают они, что будет тот город треугольным.

Князь - А почему у зверя пёстрая шкура?

Василий-Потому, что будут в том городе жить люди разных племён.

Князь-Ну а почему зверь большой и красивый, я и сам понимаю: будет новый город велик и прекрасен.

Сказитель- Наступило утро.

Вышел князь из шатра, окинул взором широкие дали по берегам Москвы – реки и за Неглинкою.

Князь- Хороши здешние места! Не найти лучших для нового города!

Сказитель-Приказал князьсозвать умелых мастеров- плотников.

Прибыли плотники со всех концов земли Русской

Застучали топоры.

Поднялся на холме город- треугольный большой и красивый.

И дали тому городу имя Москва.

Р1 .Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Р2 Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Р3. Здесь, как было, так и ныне-

Сердце всей Руси святой,

Здесь стоят её святыни,

За кремлёвскою стеной.

Со временем, в 1367 году, стены Москвы заменили на белокаменные, это спасло город от литовских войск. Потом стены Кремля построили из красного кирпича, это произошло уже при Иване Грозном. А уже при Петре первом московские улицы замостили камнем. И вот с тех пор город начинает становиться похожим на ту самую Москву, которую знаем и любим мы с вами (рассматриваем иллюстрации старой Москвы, современной, сравниваем).

Сегодня в самом центре Москвы стоит величественный памятник Юрию Долгорукому. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на свое детище. Москва стала столицей великого государства – России. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всем мире. За свои 860 лет много повидала она трудовых и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить ее.

Прослушивание аудиозаписей песен о Москве.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы «Бартер» Конспект комплексного занятия для подготовительной к школе группе на тему: «Бартер» Бубнова Елизавета Викторовна Цель: познакомить детей.

Конспект комплексного занятия «И снова осень» для детей подготовительной группы с использованием логоритмики и ИКТ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 муниципального образования город Горячий Ключ Конспект.

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица»Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица» Цель: систематизация знаний детей о праздниках и обычаях русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: -обобщение знаний о проведении.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе Тема: «Кулинарный поединок» Програмные задачи: 1. Расширить и углубить представление детей о профессии повара; 2. Формировать умение приготовления блюд по алгоритму;.

Конспект комплексного занятия в подготовительной «Путешествие в историю» (с элементами ТРИЗ и Квест-игры) Цель: Научить детей применять теоретические знания на практике. Задачи: Формирование УУД: Познавательные. Ориентировка в пространстве и.

Конспект комплексного занятия в старше-подготовительной группе Конспект комплексного занятия в старше-подготовительной группе. Программное содержание: создать условия для активности, самостоятельности,.

Конспект комплексного занятия «Весна идет» в подготовительной группе. Цели Образовательные • Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». • Учить понимать слова с переносным значением. • Учить подбирать однокоренные.

Конспект НОД в области познание в подготовительной группе в рамках открытого комплексного занятия (преемственность МДОУ и ОУ)Конспект НОД в области познание в подготовительной группе в рамках открытого комплексного занятия (преемственность МДОУ и ОУ) "Будущие первоклассники" Цель: Обобщить ранее полученные знания. Задачи: Образовательные: Закреплять с детьми полученные знания, продолжать.

Конспект занятия «Экскурсия в Москву», автоматизация звука «С». Материал: картинки с изображением Москвы, игрушка самолета, предметные и сюжетные картинки, цветные символы. Ход занятия: Оргмомент: подготовка.

Сценарий комплексного занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе Тема: Придумывание сказки на тему «Как ёжик выручил зайца». Цели: Связная речь: Учить детей придумывать сказку на заданную тему; описывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Как Юрий Долгорукий Москву основал»
Опубликовано: 4 октября 2017 в 02:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Как Юрий Долгорукий Москву основал»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Малова (УИ 964824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД