Светлана Шурыгина
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «В гостях у дедушки Осипа и бабушки Оли. Звук [о] и буква О»
Тема: Звук и буква О. «В гостях у дедушки Осипа и бабушки Оли»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить со звуком [О], а также его характеристикой (с опорой на
артикуляцию);
- сформировать представление о месторасположении звука [О] в словах;
- сформировать способность на слух выделять звук [О], а также при
произношении в словах под ударением после согласного.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „В гостях у дедушки Осипа и бабушки Оли, Звук [о] и буква О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- закреплять понятия «слово», «гласный звук»;
- развивать психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, внимание
и память, словесно – логическое мышление);
- развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- расширять интерес к речи;
- воспитывать упорство в достижении целей;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Дизайн предметно-игровой среды: фигуры-игрушки персонажей, макет дома, карта необитаемого острова, предметные картинки: домашние животные (кот, коза, овца, конь, корова, ослик, овощи (горох, картошка, фасоль, укроп, помидор, огурец); звуковые домики на каждого ребенка; касса букв.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед: - Здравствуйте ребята. Я вас рада приветствовать на нашем занятии. А теперь представьте, что мы оказали в гостях у жителей необитаемого острова. Логопед показывает карту необитаемого острова.
Логопед: - Как мы попали сюда? Вы знаете? (ответы детей).
Логопед: - Так удивились: О! (дети повторяют за логопедом). А потом так огорчились: О-о-о! (дети повторяют за логопедом). А видите там далеко, в море плывет корабль. Радостно воскликнули: О-о-о! (дети повторяют за логопедом)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: - Мы с вами на необитаемом острове. Давайте повторим несколько раз слово остров (дети повторяют за логопедом). Прислушайтесь к этому слову. Из каких звуков он состоит? Какой первый звук мы слышим? (ответы детей). Правильно, ребята, это звук [О]. Сегодня мы с вами познакомимся с таким интересным звуком [О], будем произносить слова с таким звуком и попробуем познакомиться с буквой О.
Логопед: - Интересно? (ответы детей).
3. Характеристика звука [О]. Повторение гласных звуков.
Логопед: - Посмотрите, как наши губы вытягиваются в трубочку, когда мы произносим звук [О], они округляются. Попробуйте сами (дети повторяют за логопедом). А теперь давайте споем его: О-о-о (дети повторяют за логопедом). Звук [О] поется, тянется. А какой это звук : гласный или согласный? (ответы детей). Правильно это гласный звук.
Далее детям раздаются звуковые домики на каждого ребенка, касса букв.
Логопед: - Ребята посмотрите на эти чудесные замки. В них живут звуки. Давайте посмотрим, в каком из них поселился звук [О]? (ответы детей). Правильно дети, в красном. Давайте найдем из кассы буквы и поселим их к их звуковым домикам (дети выполняют задание).
Логопед: - Ребята, а назовите мне, какие гласные звуки вы еще знаете? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Веселые звуки».
Одновременное произношение звуков и движение пальцев :
[А] — указательный и средний пальцы правой руки соединяются указательным пальцем левой;
[У] - поднимаются указательный и средний пальцы;
[О] – соединяются пальчики в колечко.
4. Развитие слуховой памяти и просодики.
Логопед предлагает прослушать стихотворение о гласных звуках и повторить за ним :
Логопед: - Гласные звуки такие чудесные, песенку звонкую тянут они весело — И-И-И. Если обидишь, могут заплакать — О-О-О, если пальчик ударить могут застонать — У-У-У-У. Малышку Аленку в колыбели качать — А-А-А. В лесу как эхо закричать: «Ay! Ay!». Поднимаем свой взгляд на небо, летят в высоту — А-И-У-О! Поменяться местами — А-О-У-И. Какой звук исчез из ряда А-У-И? (ответы детей).
5. Произношение звука [О] в словах. Выделение звука [О] из середины слов.
Перед детьми выставляются фигуры-игрушки персонажей, макет дома.
Логопед: - Ребята, посмотрите, мы сами не заметили, как оказались возле какого-то дома! - Так удивились: О! (дети повторяют за логопедом). Не знаете, чей это дом? (ответы детей). Вот это – бабушка Оля. А это – дедушка Осип. Повторите за мной, как их зовут? (дети повторяют за логопедом). Какой звук вы слышите в начале их имен? (ответы детей). Правильно, это звук [О]. Это их дом. Давайте повторпим слово «дом» вместе! (дети повторяют за логопедом). Где спрятался звук [О] в слове «дом»? (ответы детей). Правильно, в середине слова.
Логопед: - А теперь давайте вместе садимся в поезд, едем из гостей от дедушки. (Осипа) и бабушки. (Оле) (ответы детей).
Имитируем движение поезда.
Логопед: - Дети, посмотрите, их дом стоял на берегу озера. Где стоял их дом? (ответы детей). Повторите слово «озеро» (дети повторяют за логопедом). Где спрятался звук [О] в слове? (ответы детей). Правильно, в начале слова.
Логопед: - Повторите еще раз, где вы произносили звук [О], в каких словах? (ответы детей).
Поезд останавливается на остановке.
Перед детьми выставляются предметные картинки.
Логопед: - Ребята, посмотрите, на крылечке вокзала сидит кот. Повторите, кто это? (ответы детей). «Разбросайте» звуки слова КОТ. Где спрятался звук [О] в слове? (ответы детей). Правильно, в середине слова. Посмотрите, а это ослик во дворе. Повторите, кто это? (ответы детей). «Разбросайте» звуки слова ОСЛИК. Где спрятался звук [О] в слове? (ответы детей). Правильно, в начале слова. А вдали вокзала на лужайке ходят. (козы, овцы, кони, коровы). Где спрятался звук [О] в слове? (ответы детей). Повторите слова, в которых звук [О] слышится в середине, а в начале слова (ответы детей).
6. Развитие фонематических представлений.
Логопед: - Ребята, посмотрите, мы приехали на следующую остановку. А здесь магазин.
Перед детьми выставляются предметные картинки.
Логопед: - Посмотрите на овощи. Назовите их. В каких словах есть звук [О]? (ответы детей). А из каких овощей можно сделать угощение? назовите их (ответы детей). Что понадобится еще, чтобы сварить суп, компот? В каких словах есть звук [О]? Где спрятался звук [О] в словах? (ответы детей). Машинист нашего поезда очень любит кофе. Какой первый звук в слове КОФЕ? (Звук [К]) Какой звук слышится после звука [К]? (Звук [О]). Который по счету звук [О]? (Второй.)
7. Динамическая пауза.
Логопед: - А теперь представим себя овощами. Кто кем хочет быть? (ответы детей).
Логопед: - Давайте покажем, как мы умеем изображать овощи.
Игра-пантомима «Толстячки - худышки».
Логопед: - Ты и я ворчливый горох.
— Разворчался горох — Ох, ох, ох!
— Очень трудно жить в стручке — Ох, ох, ох!
— Если дверца на крючке — Ох, ох, ох!
— Ключ нашли, откроем двери:
— Замочек открывается — Ох, ох, ох!
— Дверка открывается — Ах, ах, ах! (дети повторяют за логопедом).
Логопед: - А вы знаете, как убирают овощи? Сможете показать? (ответы детей).
Дети имитируют уборку разных овощей.
Динамическое упражнение «Урожай».
Урожай созрел, собрать его успей.
Морковку натаскаем,
Картошку накопаем,
Капусты кочан срежем и нарежем.
Круглый, сочный, очень вкусный.
Зелени нарвем немножко
И пройдемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
«Таскают» воображаемый мешок.
«Копают»
«Срезают».
Показывают круг руками.
«Рвут».
Идут по кругу, взявшись за руки.
8. Падежное управление.
Логопед: - Ребята, посмотрите, мы приехали на следующую остановку. А здесь озеро. Где водится рыба? (ответы детей). Правильно, в озере. Повторите, куда мы пришли? (ответы детей). Правильно, к озеру. Есть ли звук [О] в слове озеро? (ответы детей). Посмотрите, какие большие волны. Есть ли звук [О] в слове волны? Где вы его произносили? А вот посмотрите, плывет большой окунь. Кто плывет? (ответы детей). Где услышали звук [О]? Правильно, в начале слова. Где плывет окунь? (ответы детей). Правильно в озере. Забрасывайте удочки. Тащим, тащим — вытащили. Так удивились: О! (дети повторяют за логопедом). Посмотрите, да это не окунь, а это же сом. Так удивились: О! (дети повторяют за логопедом). Где услышали звук [О]? Правильно, в середине слова.
Логопед: - Ребята, давайте возвращаться назад, пройдем по этой дорожке (имитируют движение ходьбы).
Логопед: - Посмотрите на небо. Что плывет над нами? (ответы детей). Посмотрите, это же облако. Облако какое? (ответы детей). Облако большое, нежно-голубое. Повторите слова со звуком [О]. Облако, большое, голубое.
9. Работа над предложением.
Логопед: - Ребята, давайте расскажем машинисту, что мы с вами видели сейчас. Но сделаем мы это вот как: я начну, а вы продолжите. Хорошо? (ответы детей). Мы пошли. (на озеро). Там были голубые. (волны). Над нами проплывало. (голубое облако). В озере проплывал большой. (окунь). На удочку мы поймали. (окуня).
Анализ предложения «Мы поймали окуня».
Логопед: - Ребята, назовите, в каких словах есть звук [О]? Где услышали звук [О]? (ответы детей).
10. Знакомство с буквой О.
Выставляется звуковой замок с буквой О.
Логопед: - Какая это буква? На что она похожа? (ответы детей).
Прослушайте стихотворение:
Эта буква без хвоста,
Нет угла в ней, она кругла.
Интересна неспроста,
Сама покатиться бы смогла.
Чтение слогов КО, ТО и слова КОТ.
Изменение слова путем перестановки букв : ТОК - КОТ.
11. Подведение итогов занятия.
Логопед: - Ребята, вот мы и вернулись из нашего путешествия? Где мы сегодня были? К кому в гости заходили? Что видели? Что слышали? Какую новую букву вы узнали? Сколько еще гласных звуков вы знаете? Попрощайтесь друг с другом. Скажите всем спасибо. Вы молодцы. Занятие наше закончилось. До новых встреч.