Татьяна Мирошникова
Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие мышонка Тишки. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие мышонка Тишки»
Цель: закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи: образовательная - вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш];
развивающая: развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику; совершенствовать лексико-грамматические категории;
Публикация «Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР старшего дошкольного возраста „Путешествие мышонка Тишки, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мышь. Все о мышках для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
воспитательная: воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, стремление совместно добиваться поставленной цели.
Материалы и оборудование: презентация, музыкальная аудиозапись, зеркало, игра «Помоги ужонку» на каждого ребенка, игра «4-лишний», синие маркеры по количеству детей, дидактическая игра «Украсим шапки», кинетический песок в контейнерах с спрятанными в нем мелкими игрушками для отгадывания загадок, конверт со звуковыми схемами, картинки: шуба, мышь, мишка, панно с мышатами.
Ход занятия.
1. Мотивация.
– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный мышонок Тишка. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш мышонок собрался в путь. И вас, ребята, мышонок приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие упражнения.
2. Основная часть.
Упражнения на дыхание под музыку.
- «Дыхание»
- «Часики»
- «Ёжики»
- «Удивимся»
Артикуляционная гимнастика с одновременным использованием рук (перед зеркалом).
1. Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении)
2. Плавно губки округлили, бублик мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе.
Чередование 1 и 2 упражнения.
3. Язык лопаткой положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально)
1, 2, 3, 4, 5! Язык надо расслаблять (постукивание ладонью по кулачку другой руки, стоящему на ребре)
4. Орех держу я за щекой, никак не раскусишь – твердый какой (кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот)
5. Вверх язык поднимай, вниз потом опускай
Так качаться продолжай…. (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх
6. Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. (указательный и большой пальчик выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)
Логопед. - Ребята, какие звуки повторяются в словах Тишка и мышонок?
Дети. - Это звуки [ш] и [к].
Логопед. -Верно, это звуки [ш] и [к]. Сегодня мы будем закреплять
произношение звука [ш]. Давайте произнесем звук –ш- все вместе
Дети вместе с логопедом произносят звук –ш-
Ребята, расскажите мышонку Тишке все про звук [ш]. Какой он?
Логопед. - Какой звук –ш- гласный или согласный.
Дети. - Согласный
Логопед. - Почему вы так решили?
Дети. - При произношении встречает преграды.
Логопед. –Твердый или мягкий?
Дети. –Твердый.
Логопед. - Какой фишкой мы обозначаем этот звук.
Дети. - Синей.
Логопед. - Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
Дети. - Глухой.
Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем он всегда твердый.
Наш мышонок Тишка шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Мышонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Мышонок Тишка помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проведем пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»
Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопни в ладоши».
- Мышонок Тишка, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мышонка : шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, шапка.
Ребята у мышонка оказалось две шапки разного цвета (синяя и зеленая)
Вам эти цвета ни о чем не напоминают, что мы обозначаем такими цветами.
Дети. - Звуки. Согласные твердые, согласные мягкие.
Логопед. – Совершенно верно. Давайте поможем мышонку украсить шапки вышивками. Для этого нужно выбрать картинку, положить ее на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка» и т. д. Но посмотрите если в названии картинки, которую вы выбрали первый звук твердый согласный, то украшаем шапку синего цвета, если мягкий согласный, то украшаем шапку зеленого цвета.
Игра «4-й лишний». (Картинки в файлах и приготовить маркеры, задание дети выполняют за столом).
- Мышонок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4-ый лишний». Отчетливо проговорим лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка).
Физминутка.
Логопед. -Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем.
Скок-скок, скок-поскок,
Сел мышонок на конек,
На разминку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапку ставим на носок,
А потом на пятку, На носочках скок-поскок,
А потом вприсядку.
Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише мышки
Не мешайте спать братишке.
Логопед. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Мышонок Тишка приготовил для вас загадки. Отгадки спрятал в песке их нужно раскопать. Кто найдет в песке нужную отгадку четко должен проговорить ее.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка
Остренькие зубки. (Мышь)
Ещё вчера лежала
Она на дна морском.
На берег с волною попала,
Когда разыгрался шторм.
(Ракушка)
На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.
Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов?
(Лягушка)
Волосатых малышей,
Я учу ловить мышей.
Из тебя, котенок-крошка,
Вырастет большааааая (кошка.)
Говорят, он любит мёд,
Ловит рыбу, как мальчишка,
Спит в берлоге в Новый Год
Беззаботный, бурый … (Мишка).
В детской маленькой кроватке,
Весело играет в прятки.
Заразительно хохочет,
Неразборчиво лопочет;
Затихает, словно мышь.
- Подскажите, кто?. (Малыш)
Для предсказаний сей предмет незаменим.
Волшебники все пользуются им.
Он круглый и прозрачный, как стекло,
Увидеть будущее в нем совсем легко.
(Шар)
Упражнение «Закончи предложение по картинкам».
Логопед. -Ну, а в этот раз необходимо мышонку помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения.
У нас есть вот такие конверты. Хотите узнать, что внутри?
(логопед выбирает помощников, дети достают из них карточки со звуковыми схемами слов разной сложности).
Ребята, что это такое?
Дети. -Звуковые схемы.
Логопед. - А сейчас к этим схемам нам нужно подобрать соответствующие картинки.
( Дети подбирают картинки к схемам: мишка, шуба, мышь)
Логопед. -С каждым из этих слов придумайте предложение.
(дети придумывают предложения проговаривая четко звук-ш-)
3. Заключение.
Логопед. -Ну что же наш мышонок Тишка исправился стал вежливым и у него появилось очень много друзей в том числе и друзей мышат (на мольберте расположены мышата без эмоций по количеству детей, но они не веселые и не грустные. Сейчас вы возьмете маркеры и нарисуете мышатам красивый ротик. Детки которые считают, что у них на занятии все получилось выполнить правильно нарисуют веселого мышонка, а у кого что-то не получилось или не понравилось занятие нарисуют грустного мышонка.
Какой звук мы учились произносить?
Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми. На следующем занятии мы будем не только продолжать учиться красиво произносить звук-ш-, но и научимся его красиво писать.