Елена Германова
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
среднего дошкольного возраста
«Дорожная азбука»
Воспитатель высшей категории Германова Е. А.
Вид занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей;
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое»
«Социально-коммуникативное»
Задачи:
Публикация «Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста „Дорожная азбука“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
1. Развивать речь детей, активизировать словарь по теме «правила дорожного движения» : светофор, дорога, тротуар, подземный, надземный, наземный переходы; бордюр, пассажирский транспорт, грузовой транспорт, спецмашины; грузовик, бульдозер, экскаватор, скрепер, каток и др. побуждать к отгадыванию загадок. (Речевое развитие)
2. Способствовать развитию произвольного внимания, логического мышления. Формировать познавательный интерес. Расширять представление детей об образовании дорог и о светофорном регулировании. Закреплять знания детей о правилах перехода проезжей части, о видах транспортных средств и их назначении. Развивать воображение и творческую активность. (Познавательное развитие)
3. Создавать эмоциональный настрой у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге и соблюдение правил. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. (Социально-коммуникативное развитие).
Тема: «Дорожная азбука»
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое»
«Социально-коммуникативное»
Методы и приё мы:
- практические - дидактическая игра «А знаете ли вы?.» (дети отвечают на вопросы о правилах дорожного движения, дидактическая игра «Собери дорогу» (дети собирают дорогу из деревянного модуля, который состоит из тротуара, проезжей части, разделительной полосы, зебры, дорожных знаков, участников дорожного движения. Отгадывание загадок о спецмашинах, дидактическая игра «Составь дорожный знак» (каждому ребенку даётся конверт с деталями дорожного знака, который изучался на занятиях). После сбора дорожного знака ребенок поднимает руку и рассказывает о том, что означает знак, который он собрал. Физкультминутка «Светофор», пальчиковая гимнастика «Транспорт» рисование способом Пластилинография (дети на заготовленных листах с шаблонами дорожных знаков). Исполнение частушек о правилах дорожного движения.
- наглядные – рассматривание иллюстраций по теме «Правила дорожного движения», виды транспорт.
- словесные - отгадывание загадок; ответы на поставленные вопросы; дидактические игры «А знаете ли вы?.», «Что у кого…», чтение стихотворения Г. Кодененко «Светофор», исполнение частушек.
Материалы и оборудование:
- презентация «Дорожная азбука», экран, проектор;
- деревянный модуль, схема дороги;
- конверты с разрезными картинками дорожных знаков по количеству детей;
- заготовки шаблонов машин, пластилин;
-фонограмма для частушек (минусовка).
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель заводит в группу зайца (переодетого воспитателя в костюм) зайца и представляет ребятам. – «Ребята, это заяц Коська, я привела его в гости к нам, для того, чтобы мы помогли ему. Послушайте, какую грустную историю он вам расскажет. Заяц: - «Я, живу далеко от города в глухом лесу, люди у нас бывают у нас редко, только приезжая на природу, и мне очень интересно узнать, чем они там занимаются. Я незаметно пробрался к ним, полакомиться продуктами и уснул в какой-то коробке. А когда проснулся и вылез наружу, то кругом грохотали автомобили, мелькало множество людей. Я очень испугался и растерялся, как мне выжить в огромном городе и добраться до мамы целым и невредимым? Я не знаю, что это за машины, как перейти дорогу, куда идти по улице, чтобы вернуться к маме.
Воспитатель: вот до чего довело любопытство зайчонка. Но я думаю, что мы сможем тебе помочь. Потому что наши ребята хорошо знают правила дорожного движения и всегда их соблюдают. Дороги бояться не нужно.
В давние времена, ни каких дорог не было. Люди пользовались звериными тропами. Уже тогда они знали, что животные способны определять безопасность своего движения по лесу. Позже люди начали выискивать наиболее короткие пути к месту охоты, что бы ни заблудиться в лесах, делали заметки, оставляли особые знаки, чтобы не потеряться. Прошли годы, столетия, человек стал образованнее, стали появляться машины, а с появлением машин нужны были дороги. В селениях, в которых жили люди, никаких тротуаров не было, все двигались по проезжей части дороги. Интересно, что в эти времена транспорту разрешалось ездить только ночью, чтобы не мешать прохожим. А вот когда появились предки нашего современного транспорта, то решили строить дороги, укрепляя их камнем. Сегодня же есть настоящие строительные машины, которыми управляет человек. На дороге много транспорта и пешеходов, но беспорядка нет, так как все участники движения соблюдают определённые правила.
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтения, всем ребятам нужно знать азбуку движения!
Загадывание загадок:
Полоса земли такая,
Где движенье не смолкает,
Там где правил строгих Слайд 1
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только? (тротуар) Слайд 2
Сидя на стульчиках, слушают рассказ зайчонка Коськи и рассказ воспитателя. Отгадывают загадки. Дети проявляют интерес к пришедшему гостю, рассказу воспитателя, узнают о том, как раньше передвигались люди, хотят помочь зайке разобраться в названии и назначении транспорта и правилах дорожного движения.
2 Дидактическая игра «А знаете ли вы?.»
1 Где можно переходить улицу, если нет пешеходного перехода?
2 По какой стороне тротуара нужно ходить?
3 Вы хотите перейти проезжую часть и видите, что приближается автомобиль. Что вы должны сделать?
4 Можно ли ходить по краю тротуара? (бордюру?
5 С какой стороны можно обходить автобус?
6 На какой цвет светофора следует переходить улицу? Сидя на стульчиках, отвечают на вопросы воспитателя Дети закрепляют правила дорожного движения.
3 Дидактическая игра «Собери дорогу» Дети собирают дорогу из деревянного модуля, который состоит из элементов дороги (тротуар, проезжая часть, разделительная полоса; участники дорожного движения : пешеходы, водители, пассажиры). Дети закрепляют названия частей дороги, участников дорожного движения.
4 У каждой машины дела и заботы, машины выходят с утра на работу.
1Какие виды транспорта вы знаете?
2 Назовите, какой транспорт перевозит пассажиров, Слайд 3 грузы?
3 Какие машины спешат на помощь к людям? Слайд 4
Ребята, а вот я сейчас загадаю вам загадки о строительном транспорте, а вы попробуйте отгадать, о какой машине идё т речь:1 «Все дороги обойду на резиновом ходу, я работы не боюсь, я везу тяжёлый груз. Еду, еду напрямик, и зовусь я …» (грузовик)
2 Там, где строится дорога, ходит воин со щитом. Где пройдёт там будет гладко, будет ровная площадка. (бульдозер)
3 Не живой я, а помогаю, землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат я один работать рад! (экскаватор)
4 На колёсах мчится ковш. Землю убирает, и бульдозеру всегда в труде помогает. (скрепер)
5 Чтобы выровнять асфальт, ездит он вперёд-назад. Проложить дорожки смог наш старательный (каток) Слайд 5 Отгадывают загадки, закрепляют правильное произношение названия специализированного транспорта. Дети закрепляют название спецмашин. Умение отгадывать загадки по описанию и действию предмета.
5 Ребята, назовите, пожалуйста, какие пешеходные переходы вы знаете? (наземный Слайд 6 надземный Слайд 7,
подземный Слайд 8)
Дидактическая игра «Составь дорожный знак» Слайд 9 Собирают изображение дорожного знака, каждый свой, из фрагментов разрезанных разным способом. Рассказывают каждый о своём знаке, что он означает. Дети закрепляют название пешеходных переходов (наземный, подземный, надземный). Формируют умение собирать картинку из частей в единое целое. Закрепляют знания о дорожных знаках.
6 Я задам сейчас вопросы отвечать на них не просто. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, то молчите.
1. Кто из вас идёт вперед только там, где переход?
2. Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
3. знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
4. кто, из вас идя домой держит путь по мостовой?
5. кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
6. кто автобус ожидая, прыгает и всех толкает?
7. Кто же правила все знает и всегда их выполняет? Ответы на вопросы. Дети усваивают правила дорожного движения, поведения в общественных местах и транспорте.
7 Проводится с детьми физкультминутка «Светофор» Дети повторяют слова и движения за воспитателем. Дети развивают координацию движений. Желание взаимодействовать совместно. Эмоциональное настроение.
8 Загадывает загадку: На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый, но никогда не смотрит тремя глазами сразу. Слайд 10
Светофоры появились на улицах городов не так уж и давно. Вместе с первыми регулировщиками. Регулировщик управляет машинами на дороге, изменяя положение тела и выполняя определённые жесты руками, движения жезлом. Это язык регулировщика, при помощи которого он указывает водителям можно ехать или нет, и в каком направлении можно двигаться. Слайд 11 Первые светофоры появились в Москве в 1929 году. Слово светофор состоит из двух слов СВЕТ и ФОР. Свет – это понятно всем, а вторая часть слова произошла от греческого «Форос» - несущий свет. Он несёт три разных цвета. Для запрещающего сигнала взят красный цвет, потому что хорошо видно и днём и ночью. Такой сигнал не меняет цвет даже при тумане. Зелёный цвет стоит далеко от красного и его нельзя спутать. Сигналы светофора должны выполнять все пешеходы и водители. Только машины ГИБДД, «Скорая помощь» и «пожарные», могут ехать, подавая свои световые и звуковые сигналы на любой сигнал светофора.
знакомятся с историей появления светофора. 1 ребёнок читает стихотворение Г. Кодиненко «Светофор». Дети формируют знания о происхождении светофора и выборе цвета сигнала светофора.
9 Проводится игра «Что у кого?»
- У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
- У человека сердце, (мотор,
- У автомобиля колёса, … (ноги)
- У человека кровь, (бензин,
- Человек вытирает руками, … (дворниками)
- Для переноски вещей у человека есть сумка, (багажник,
- Человек может заболеть, … (ломается) В игре дети, учатся сопоставлять предметы и явления, отвечая на вопросы. Обогащают, активизируют словарь, развивают грамматически правильную диалогическую речь.
10 Предлагает провести пальчиковую гимнастику «Транспорт» перед рисованием пластилином на заготовленных шаблонах дорожных знаков. Дети вместе с воспитателем проговаривают и выполняют пальчиковую гимнастику
Ребята составляют свои знаки Развития мелкой моторики рук, творческой фантазии, мышления.
Самостоятельное выполнение задания.
11 По мере выполнения творческого задания собираются работы и посещаются на доске. Дети проговаривают название своего дорожного знака. Закрепление названия дорожных знаков.
12 Что-то загрустил наш зайчонок, трудно сразу всё запомнить, давайте ребята развеселим его и споём дорожные частушки. Исполняют частушки. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
13 Обращает внимание на вновь пришедшего гостя.
Зайчиха: «Я услышала частушки и решила идти на голос, посмотреть, кто поёт. А с вами, оказывается, и мой непослушный зайчонок, ведь я его везде ищу. Спасибо вам ребята, что уберегли его от беды». Под музыку зайцы уходят в свой лес.
Воспитатель: «Дам я вам по сладкому леденцу за то, что научили Котьку, как нужно вести себя в огромном городе на оживленных магистралях. Молодцы, ребята, сами не забывайте правила дорожного движения. Прощаются с гостями, получают сладкие подарки. Развивается социальный и эмоциональный интеллект, отзывчивость. Делятся впечатлениями.