МААМ-картинки

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР

Елена Воронцова
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать +Заказ

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».

Цель занятия : формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация» :

· Закрепить умение четко артикулировать согласный звук [С];

· Продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слов односложной слоговой структуры на материале слов со звуком [С]

· Закреплять умение определять местоположение звука [С] в словах,

Публикация «Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах

· (начало, середина, конец, делить слова на слоги;

Закреплять умение дифференцировать понятия: гласный – согласный; твердый - мягкий; звонкий - глухой звук.

Коррекционно-развивающие задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;

развивать фонематическое восприятие.

Образовательная область «Здоровье»

продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;

совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.

Образовательная область «Социализация»

совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности

Образовательная область «Физическая культура»

Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

Образовательная область «Музыка»

Развивать общую музыкальность детей (ладовысотный слух, чувство ритма).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Образовательная область «Социализация»

воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;

воспитывать навыки культуры поведения.

Индивидуальная работа:

Следить за четкостью произнесения звука С в словах у Мелании П., Леши И.

Оборудование:

- демонстрационный: буквы А, О, И, У, С; замок красного цвета для гласных букв, замок синего цвета для согласных букв, «слоговой» поезд, картинки со звуком «С» : лиса, сорока, сом; игрушка собачка, ноутбук.

- раздаточный: фишки красного и синего цветов, «звуковые» дорожки, листочки с пластилином, семечки арбуза, изображения колокольчиков, изготовленные из картона и желтого оракала.

Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы по данной теме, изготовление демонстрационного и раздаточного материала.

Предшествующая работа с детьми: закрепление понятий «гласные», «согласные» буквы, закрепление понятий «буква», «звук».

Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:

1. Проблемная ситуация: Как помочь букве С.

Фонетическая ритмика.

Игровая мотивация «Путешествие детей.

Магнитофонная запись «Песенка паровозика».

Игра «Слоговой поезд».

Звуковой анализ слова «Сом».

Динамическая пауза.

Сюрпризный момент «Встреча с собачкой».

Игра «В начале, в середине, в конце».

Гимнастика для глаз.

Пальчиковая гимнастика.

Выкладывание букв.

Анализ деятельности.

Ход специально организованного обучения грамоте :

1. Вводная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

Логопед раздает детям половинки букв А, О, У, И, С.

Логопед: Каждому из вас я раздала половинку от буквы. Вам нужно сесть на тот стульчик, где находится вторая половина вашей буквы. Дети ищут вторую половинку на стульях и садятся.

Логопед:- Ребята, посмотрим, какие буквы у вас получились. Саша, подойди, пожалуйста, ко мне. Скажи, какая буква у тебя получилась?

Саша: Буква А.

Логопед: Правильно. Теперь найди здесь такую же букву и прикрепи ее на доску. Садись.

(Опрашивается каждый ребенок. На доске буквы: А, О, У, И, С)

Логопед: - Как вы думаете, какая буква здесь лишняя?

Дети: - Буква С.

Логопед: - Почему?

Дети: Потому что это согласная буква.

Логопед: Я согласна с вами. А остальные буквы?

Дети: Гласные.

Логопед: А почему вы думаете, что они гласные?

Дети: Потому что их можно пропеть.

Логопед: Где живут гласные буквы?

Дети: В красном замке.

На доске появляется красный замок.

Логопед: - Как вы думаете, в каком замке живет буква С?

Дети: В синем замке.

Логопед: - Ой, а замка для нашей буквы С нет. Наша буква заблудилась.

Ребята, поможем букве С отыскать свой замок?

2. Основная часть.

Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со буквой «С», чтобы отыскать замок для нашей буквы С.

Логопед:- «Произнесем вместе звук С, и посмотрим как работают наш язычок и губы, когда мы произносим звук С? (вместе с детьми произносим звук С, индивидуальная работа с Меланией П., Лешей И.

Фонетическая ритмика.

И. П. : стоя, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением, при одновременном произнесении звука [СС…. ] Движение слегка напряженное, плавное, длительное.

Логопед: Мы отправляемся в путешествие.

Логопед: - Вот и первая остановка.

3)Игра «Слоговой поезд»

Логопед: Посмотрите, какой сказочный поезд здесь. В нем едут волшебные картинки. Картинки нечаянно перепутали свои вагоны. Картинкам нужно помочь найти свой вагон. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых один слог, во втором вагоне с двумя слогами, в третий – с тремя слогами.

Слова-картинки: сорока, лиса, сом.

Логопед: Ребята, назовите пожалуйста самое короткое слово в этом поезде.

Дети: «Сом».

4) Задание на звуковой анализ слова.

Логопед: А теперь садитесь за столы.

- Я предлагаю вам рассказать какие звуки живут в слове сом, в каком порядке они располагаются.

-Назовите первый звук. (С). Он какой? (согласный твердый, мы его обозначим синим кружочком)

- Назовите следующий звук. (О). Он какой? (гласный, обозначается красным кружочком)

Назовите последний звук? (М). Он какой? (согласный твердый, обозначается синим кружочком)

Саша, назови звуки по порядку.

- Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Молодцы!

5) Динамическая пауза.

Детям раздаются по две карточки (колокольчик и зачеркнутый колокольчик) Включается музыка, дети танцуют. Как только музыка выключается, логопед называет звук. Дети поднимают соответствующую карточку (если звук звонкий – карточку с колокольчиком, если звук глухой - карточку с перечеркнутым колокольчиком).

Логопед: Вы слышите? Кажется, кто-то плачет. Я выйду, посмотрю.

Это умная Собачка След. Она пришла по нашему следу, чтобы помочь нам отыскать замок для буквы С.

7) Гимнастика для глаз

8) Выкладывание буквы С из семян арбуза

Логопед: «Вот и отдохнули наши глазки. Попробуем вместе построить букву «С» из пальцев рук.

«Пальцы рук в полуовале

Перед собой направим вправо.

Полукруг, ну просто класс!

Получилась С у нас.»

Логопед: «Вот и получилась буква С

Выкладывание буквы С из семян арбуза. Я предлагаю вам выложить букву из семян арбуза по контуру».

Дети выкладывают. Логопед просматривает букву каждого, хвалит детей за старание.

Логопед:- Посмотрите, пока вы выкладывали, собачка След отыскала новое задание.

6) Игра «В начале, в середине, в конце».

определить, где находится звук С в слове на картинке: в начале, середине или конце. Возьмите картинку, объясните Собачке следу, где находится звук С, и положите картинку к нужной схеме.

Дети выполняют задание.

Логопед: Вот мы с вами и собачкой Следом отыскали замок для нашей буквы С.

8) Итог занятия.

Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового узнали? Вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Ребята, а теперь нам с вами пора возвращаться из нашего путешествия обратно в детский сад.

Публикации по теме:

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т»Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т» Непосредственная образовательная область «Коммуникация» Подготовка к обучению грамоты. Тема: «Звук [т] и[т’], буква Т» Доминирующая область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР
Опубликовано: 2 июня 2013 в 14:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей группе для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Воронцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД