Людмила Бабушкина
Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ. Конспект занятия «Звук [т] и [т’], буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная область «Коммуникация»
Подготовка к обучению грамоты.
Тема: «Звук [т] и[т’], буква Т»
Доминирующая область: «Коммуникация»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Публикация «Подготовка детей к обучению грамоте в ДОУ, Конспект занятия „Звук [т] и [т’], буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Интегрированные задачи: учить звуковому анализу слова, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки, придумывать слова с определенным звуком в разных позициях, изменять твердый согласный на мягкий, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, развивать мышление, память, умение составлять предложение из нескольких слов, воспитывать интерес к русскому языку.
Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно-игровая; двигательная; продуктивная.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.
Оборудование: набор для звукового анализа слова на каждого ребенка, демонстрационный набор, картинки, мяч, звуковая «ромашка», набор букв.
Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов, находят слова с заданным звуком, различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки, заменяют в словах твердый согласный на мягкий, называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность.
Ход мероприятия:
- Возьмите по одной картинке и подберите к слову-предмету слова-признаки, слова-действия. (собака, мяч, мальчик, кукла, машина, утка и т. д.).
- Найдите лишний звук (а, о, у, т, и, ы).
- Почему звук [т] лишний? (Все звуки гласные, а звук [т] согласный).
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Возьмите картинку и определите, где слышится звук [т] - в начале, в середине или в конце слова.
- Послушайте цепочку слов и назовите только те, в которых слышится звук [т] или [т'] - танк, слон, стекло, лук, фрукт.
-Я еще раз произнесу слова (танк, стекло, лук, слон, фрукты, найдите слово, в котором звук [т] слышится мягко? (стекло)
Игра с мячом.
- Добавьте слог «ты» или «ти» в конце слова: раке -. фрук-, тор-, шор-, конфе-, шахма-, котле-.
- Повторите за мной:
Та-ту то-ту ти-то ты-ти-то
Ту-ты то-та ти-ту та-ту-ти
Та-ти ту-та то-ту ту-ти-та
Ты-то то-ты-ти
- Придумайте слова со звуком [т] в начале слова.
- Придумайте слова со звуком [т] в середине слова.
- Придумайте слова со звуком [т] в конце слова.
- Назовите овощ, в названии которого слышится звук [т]. (Тыква, картошка, патиссон).
- Назовите одежду, в названии которой слышится звук [т] или [т']. (Кофта, пальто, тюбетейка, футболка, шорты, колготы, куртка).
- Назовите продукты, в названии которых слышится звук [т]. (Творог, катык, торт, конфеты, котлеты).
- Назовите имена людей, в названии которых слышится звук [т], [т']. (Толя, Костя, Настя, Тимур, Таня, Никита, Света, Катя, Витя, Петя, Марта, Митя, Артур).
- Встаньте возле того предмета, в названиях которых слышится звук [т], [т'].
Пальчиковая гимнастика «Тук-тук».
- Придумайте предложение со словом «Никита».
- Составьте схему предложения «Никита очень хороший мальчик».
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово, второе, третье, четвертое?
- Оставьте на столе слово «Никита».
- Сколько слогов в слове «Никита»?
- Какой первый слог в слове «Никита»?
- Какой второй слог в слове «Никита»?
(Дети делят слово на слоги с помощью коротких полос).
- Какой третий слог в слове «Никита»?
- Какой первый звук в слоге «ни»?
- Звук [н'] гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются мягкие согласные?
- Какой второй звук в слоге «ни»?
- Звук [и] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначают все гласные звуки?
- Какой второй слог в слове «Никита»?
- Какой первый звук в слоге «ки»?
- Звук [к'] гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются мягкие согласные звуки?
- Какой второй звук в слоге «ки»?
- Звук [и] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначают все гласные звуки?
- Какой третий слог в слове «Никита»?
- Сколько звуков в слоге «та»?
- Какой первый звук в слоге «та»?
- Звук [т] гласный, или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются твердые согласные звуки?
- Какой второй звук в слоге «та»?
- Звук [а] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначаются все гласные звуки?
Физминутка «Тра-та-та».
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какой буквой обозначается звук [т] ?
- Найдите букву «тэ».
- На что похожа буква «тэ» ?
Воспитатель пишет печатную букву «тэ» на доске и читает стихотворение:
Т – тигренок полосатый,
Полосатый и усатый.
Дети пишут печатную букву «тэ» в тетрадях в линейку.
- Сегодня мы попробуем соединять звуки в слоги.
Дети читают на «ромашке» сначала обратный слог, затем прямой: ат, от, ит, ут, ыт, эт, та, то, ти, ту, ты, тэ.
Итоговая беседа.